Светлана Лукина
Ситуационно-ролевая игра «Защищаем права ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Защищаем права ребёнка в детском саду.
Время проведения: сентябрь
Форма проведения: ситуационно-ролевая игра.
Цели: повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей; расширение правового сознания и раскрытие творческого потенциала родителей.
Задачи: ознакомить родителей с Декларацией о правах ребенка; повысить сплоченность группы родителей.
План проведения
1. Вступительная часть.
Публикация «Ситуационно-ролевая игра „Защищаем права ребёнка в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
2. Обсуждение и решение игровых проблемных ситуаций.
3. Подведение итогов игры
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
Подготовить необходимое оборудование:
• таблички на столы для участников игры;
• несколько комплектов разноцветных флажков с надписями «Родители», «Воспитатели» (флажки с одинаковыми надписями должны быть одного цвета);
• информационные письма с текстом Декларации о правах ребенка по количеству участников (приложение Б)
• карточки с описанием ситуаций, вызывающих беспокойство педагогического коллектива детского сада (приложение А)
• фломастеры (по количеству столов);
• переносная доска и мел для регистрации результатов обсуждения;
В помощь воспитателю:
• анкета для родителей (приложение В);
• декларация о правах ребенка (приложение Б);
• памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье (приложение Г)
II. Организационный этап
Столы в помещении, где будет проходить собрание, расставляются полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит ведущий. На его столе лежит комплект карточек с описанием ситуаций, вызывающих беспокойство педагогического коллектива.
Слева от ведущего стол с надписью «Воспитатели», за которым размещаются воспитатели группы. Далее полукругом - столы для родителей (за каждым - по 3—4 человека, на них лежат фломастеры, комплект флажков, информационные письма (4 шт., чистый лист бумаги.
Играет музыка. Родители входят в зал и рассаживаются за столами по 3—4 человека (по желанию).
III. Вступительная часть
(Ведущий представляет участников игры).
Ведущий. Тема нашей встречи сегодня - «Защищаем права ребенка в детском саду». (Далее ведущий напоминает о причинах, побудивших педагогический коллектив предложить родителям эту тему для встречи.)
IV. Обсуждение и решение игровых проблемных ситуаций
1. Вводные установки
Ведущий. Вы сели за столы по своему выбору. Нам предстоит обсудить коллегиально одну из проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам детского сада достаточно часто и ответить в ходе обсуждения на следующие вопросы (предлагает записать на листе бумаги вопросы) :
- Нарушает ли эта ситуация права вашего ребенка прямо или косвенно?
- Кто виноват в нарушении прав вашего ребенка?
- Каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребенка?
Как только вы придете к единогласному заключению по первому вопросу, поднимите флажок, символизирующий участника образовательного процесса, которого вы, считаете, виновным в нарушении прав вашего ребенка. Далее один из представителей вашей группы в виде сообщения должен объяснить остальным участникам игры вашу позицию, и мы все вместе попытаемся найти выход из проблемной ситуации.
Пусть от каждого стола ко мне подойдет один человек от группы и вытянет одну карточку. На ней описана ситуация, которую «вашему столу» следует рассмотреть (приложение А).
(Участники выбирают проблемную ситуацию. Время на обсуждение -3 минуты)
2. «Проживание» проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета
Родители за столами обсуждают проблему, означенную в карточке. Ведущий должен заботиться о том, чтобы все участники игры приняли участие в этом обсуждении, а особо активные лидеры не подавляли инициативы других родителей. После того как ответ группы родителей будет готов и они заявят об этом поднятием флажка.
3. Подведение итогов игры
По окончании обсуждения всеми участниками игры проводится анализ каждого случая в отдельности. Кроме того, решаются проблемы, возникающие в процессе анализа.
Ведущий благодарит родителей за активное обсуждение имеющихся проблем и позитивное их решение.
Ведущий. В качестве решения игры я предлагаю вам взять на память о встрече Информационное письмо с текстом Декларации о правах ребенка.
(Результаты ответов родительских групп заносятся в итоговую таблицу.)
Итоговая таблица
№
кар точки
№
стола
Права
Кто виноват
Ущемляются
Не
ущемляются
Воспитатель
Родители
Приложение А. Перечень проблемных ситуаций
Для игры отбирается 8-10 наиболее актуальных ситуаций.
Цель: определение, ущемляются ли в них права ребенка.
Перечень ситуаций :.
1. Ваш ребенок не посещает занятия, предоставляемые учреждением в рамках дополнительных образовательных услуг.
2. В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.
3. Вы заметили, что один из родителей пришел за своим ребенком в нетрезвом виде.
4. Ребенка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.
5. Вы часто забираете своего ребенка позже установленного договором срока.
6. Из-за подготовки к празднику не проводились некоторые занятия. Вместо них были репетиции.
7. Ваш ребенок по болезни пропустил некоторые занятия. Это сделало невозможным его дальнейшее успешное обучение.
8. Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятие. Воспитатель решил избавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке.
9. В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, воспитатель игнорирует его на занятиях, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо.
10. Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребенка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.
11. В детском саду вашего ребенка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.
12. В саду был организован досуг, посещение которого возможно только в сопровождении родителя. Вы не сочли нужным прислушаться к просьбам ребенка и не пришли на мероприятие. Вечером вы нашли своего ребенка в слезах.
13. Вам предложили поучаствовать в конкурсе. Подготовка к конкурсу предполагает участие всех членов семьи. Ребенок «загорелся» и стал одолевать вас просьбами о помощи. Вы отказали ему ввиду своей занятости. Это вызвало слезы.
14. Ваш ребенок сообщил вам, что один мальчик в группе говорит плохие слова.
15. Родитель, забирая вечером ребенка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателями. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.
Приложение Б. Декларация о правах ребенка
(Информационный листок)
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей,<. .> чтобы они признали и старались соблюдать эти права.
Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребенка или его семьи.
Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благо- приятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.
Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.
Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме. Принцип 9. Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Приложение В. Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка
2. Число, месяц и год рождения
3. Состав вашей семьи
Если в семье есть еще дети, укажите их пол и возраст
4. С какого возраста малыш посещает детский сад?
5. Кто чаще приводит ребенка в детский сад?
Кто чаще забирает? В котором часу?
6. Часто ли болеет ваш малыш? (Сколько раз в месяц, год)
7. Насколько охотно возвращается в детский сад после болезни,
выходных дней?
8. Рассказывает ли малыш дома о жизни в детском саду?
Каковы его отзывы, их эмоциональная окраска? (Возможно, избегает разговоров на эту тему или отвечает на вопросы неохотно/односложно.)
9. Каково обычно состояние вашего ребенка? (Спокойное, оживленное, подавленное, возбужденное, другое.)
Меняется ли настроение в связи с посещением детского сада? Как?
10. Как вы полагаете, общительный ваш малыш или нет? Как это
проявляется?
11. Возможно, вас что-то беспокоит в поведении ребенка, из нижеперечисленного. Если да, то отметьте, что именно:
стеснительность;
болтливость;
плаксивость;
повышенная подвижность;
суетливость;
тревожность (боязливость);
навязчивость;
замкнутость;
лживость;
воровство;
медлительность;
жадность;
рассеянность;
заторможенность;
агрессивность;
жестокость к людям, животным;
игрушкам;
стремление разрушать, ломать;
возбудимость;
упорство;
резкие перепады настроения;
неожиданные вспышки гнева;
излишняя сосредоточенность;
неаккуратность;
непоседливость;
другое (укажите, что именно) .
12. Проявляет ли ваш малыш активность? Или в основном занимает
пассивную, выжидательную позицию?
13. Играя с другими детьми, предлагает ли ваш ребенок свои правила?
Охотно ли соглашается с чужими правилами?
Как часто прибегает к помощи взрослых в разрешении конфликтных ситуаций?
14. Как вы считаете, ваш малыш уверенный (решительный, не очень
уверенный, неуверенный (сомневающийся?
15. Стремится ли ребенок к самостоятельности или предпочитает
опеку?
16. Какие жизненные ситуации, на ваш взгляд, способны оказать негативное воздействие на формирование личности ребенка:
разлука с родителями;
конфликты в семье;
эмоциональное неприятие ребенка;
резкий испуг;
противоречия в процессе воспитания;
серьезные заболевания и эмоциональные проблемы родителей и близких ребенку людей (включая алкоголизм и наркоманию);
другие
Сталкивался ли ваш ребенок с какими-либо ситуациями, перечисленными выше? С какими?
17. Кто чаще общается с малышом? Кто занимается его воспитанием?
18. Какие приемы воспитания и меры воздействия применяются? _
19. Какое наказание наиболее действенное?
20. Какое поощрение его удовлетворяет?
Приложение Г. Памятка для родителей
по защите прав и достоинств ребенка в семье
1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его.
2. Обнимать ребенка не менее 4, а лучше по 8 раз в день.
3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
6. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать - не наказывайте.
9. За один раз может быть одно наказание. Наказан - прощен.
10. Ребенок не должен бояться наказания.
11. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания - сообщайте ему об этом.
12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
13. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
14. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка