Cветлана Ишмурзина
Показатели НПР детей первых трех лет жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В течение первого года жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Этот процесс требует постоянного контроля со стороны родителей. Все изменения, происходящие с малышом, необходимо внимательно отслеживать, чтобы в случае отставания физического и психического развития ребенка своевременно принять меры.
С помощью соотнесения показателей родители могут установить, насколько текущий уровень развития их ребенка соответствует параметрам, типичным для детей его возраста. Систематическое тестирование поможет своевременно выявить области, в которых имеются задержки развития, будь то речевая коммуникация, внимание, уровень возбуждения, психомоторные навыки или эмоциональная сфера.
Темочки:
С основными параметрами вы можете ознакомится с помощью презентации.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 1 месяцу:
•начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого;
•сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом;
•прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение;
•лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 2 месяцам:
•быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор;
•длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым;
•ищущие повороты головы при длительном звуке;
•лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку;
•произносит отдельные звуки.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 3 месяцам:
•«Комплекс оживления»;
•ищет источник звука;
•сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке;
•наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10–15 см;
•лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову;
•при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами;
•длительно удерживает голову в вертикальном положении.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 4 месяцам:
•громко смеется в ответ на общение с ним;
•поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами;
•по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии;
•узнает мать или другого близкого человека;
•рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы;
•гулит;
•во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку;
•совершенствуются навыки, приобретенные ранее;
Показатели НПР детей первого года жизни
К 5 месяцам:
•узнает голос матери или другого близкого человека;
•различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи ;
•по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека;
•четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее;
•долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук;
•переворачивается со спины на живот;
•ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки ;
•подолгу певуче гулит ;
Показатели НПР детей первого года жизни
К 6 месяцам:
•начинает реагировать на свое имя;
•свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею;
•переворачивается с живота на спину;
•немного передвигается, начинает ползать;
•начинает лепетать ;
•хорошо ест с ложки, снимает пищу губами;
Показатели НПР детей первого года жизни
К 7 месяцам:
•разнообразно и долго занимается игрушкой;
•хорошо ползает ;
•на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте;
•подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги ;
•пьет из чашки, которую держит взрослый ;
Показатели НПР детей первого года жизни
К 8 месяцам:
•игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого ;
•встает, держась за барьер, стоит и опускается;
•сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору ;
•смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет ;
•на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах;
•по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др. ;
•сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый;
•громко и четко повторно произносит различные слоги.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 9 месяцам:
•передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы ;
•действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств — катает, открывает, гремит, нажимает ;
•на вопрос «где?» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов ;
•подражает слогам, имеющимся в лепете ;
•пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; спокойно относится к высаживанию на горшок ;
•делает плясовые движения под плясовую мелодию, догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям и движениям другого ребенка
Показатели НПР детей первого года жизни
К 10 месяцам:
•действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним ;
•длительно занимается игрушками;
•самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с игрушками и предметами ;
•держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и спускается с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки ;
•по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, во время игры с ним выполняет разученные действия;
•подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 11 месяцам:
•овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого;
•накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. ;
•делает первые самостоятельные шаги;
•стоит без поддержки ;
•по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку;
•произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 12 месяцам:
• самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает;
•переносит разученные действия с одного предмета на другой (начало сюжетной игры) ;
•ходит самостоятельно;
•протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;
•различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого;
•понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов;
•понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди и пр. ;
•легко подражает новым слогам; произносит 8–10 облегченных слов;
•самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками.
Показатели НПР детей второго года жизни
К 1 году 3 месяцам:
•запас понимаемых слов быстро растет;
•легко подражает часто слышимым обычным словам;
•сопровождает свои действия лепетом, эмоциональными возгласами, пользуется облегченными словами би-би, ав-ав;
•воспроизводит в игре действия, различает два разных по величине предмета;
•ходит не присаживаясь, длительно;
•меняет положение (приседает, поворачивается, наклоняется);
•самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Показатели НПР детей второго года жизни
К 1 году 6 месяцам:
•понимает смысл целых предложений о событиях, часто повторяющихся;
•понимает изображения предметов и действий;
•обобщает предметы по существенным признакам (находит два однородных предмета, внешне отличных);
•словом пользуется в момент наибольшей заинтересованности ;
•в своей деятельности ориентируется в двух контрастных формах предметов (шар, куб);
•двух контрастных величинах предметов (матрешки, подбирает к образцу предмет такой же формы — кубик к кубику;
Показатели НПР детей второго года жизни
К 1 году 6 месяцам:
•отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия (причесывает куклу, моет ее и пр.);
•перешагивает через препятствие приставным шагом;
•самостоятельно ест густую и жидкую пищу ложкой.
Показатели НПР детей второго года жизни
К 1 году 9 месяцам:
•понимает рассказ о знакомых событиях без показа картинок;
•понимает несложный сюжет по картинке;
•отвечает на вопросы «кто это?», «что это?»;
•легко повторяет слова и фразы;
•во время игры обозначает свои действия словами, употребляя при этом предложения из 2–3 слов;
Показатели НПР детей второго года жизни
К 1 году 9 месяцам:
•строит ворота, скамейку;
•в своей деятельности ориентируется в 4 контрастных формах и 3 величинах, играя различает 3 разных по величине предмета;
•ходит по ограниченной поверхности шириной 20–40 см, высотой 15–20 см;
•частично раздевается с небольшой помощью взрослого.
Показатели НПР детей второго года жизни
К 2 годам:
•понимает несложный сюжет по картинке, отвечая на вопросы взрослого «что здесь нарисовано?», понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту;
•обобщает предметы по существенным признакам в активной речи (называет однородные предметы, внешне отличные);
•речь становится средством общения со взрослыми;
•ребенок использует предложения из 3–4 слов;
•подбирает по образцу предметы, отличая от других сходных по форме;
•ориентируется в 3–4 величинах предметов;
Показатели НПР детей второго года жизни
К 2 годам:
•подбирает по образцу 3 контрастных цвета ;
•в игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);
•перешагивает через препятствие чередующимся шагом;
•поднимается на высоту 15–20 см и спускается с нее;
•контролирует свои физиологические отправления;
•ест довольно аккуратно;
•частично одевается.
Показатели НПР детей Третьего года жизни
К 2 годам 6 месяцам:
•предложения становятся многословными из 3 и более слов;
•подбирает к образцу разнообразные предметы 4-х цветов;
•игра носит сюжетный характер;
•ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий;
•самостоятельно делает простые постройки при игре со строительным материалом и называет их ;
•полностью одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки;
•перешагивает через палку или веревку, поднятую над полом на 20–30 см, приставным шагом.
Показатели НПР детей Третьего года жизни
К 3 годам:
•начинает употреблять сложные предложения;
•появляются элементы ролевой игры;
•в игре со строительным материалом появляются сюжетные постройки;
•называет 4 основных цвета;
•перешагивает через препятствие в 10–15 см чередующимся шагом;
•поднимается на скамейку высотой 25 см и спускается с нее;
•одевается самостоятельно, начинает застегивать пуговицы с помощью взрослого, завязывает шнурки;
•пользуется салфеткой по мере надобности.