Шарук Мария Николаевна
Материалы для буклета в уголок родителей «Запоминай, играя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Запоминай играя!
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным
развитием способности к запоминанию и воспроизведе-
нию. Память дошкольников носит в основном непроиз-
вольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед
собой задачу запомнить и не воспринимают такое зада-
ние от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот
материал, который включен в активную деятельность.
Именно поэтому новые знания должны иметь для ребен-
Публикация «Материалы для буклета в уголок родителей „Запоминай, играя!“» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Уголки и центры в группах
- Темочки
ка какое-то значение, быть частью игры. Приемы запо-
минания и припоминания ребенок не изобретает сам, их
организует взрослый. В дошкольный период память раз-
вивается очень быстро, поскольку дети начинают зада-
вать множество вопросов и получают огромное количе-
ство информации. В этот период по скорости развития
память опережает другие способности. Вот чем объясня-
ется легкость, с которой 3-6-летние дети запоминают
стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необыч-
ное и красочное. Элементы произвольной памяти прояв-
ляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех
ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу за-
помнить и вспомнить. Это желание над всячески поощ-
рять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и
упражнений.
Как развивать память у ребенка?
Как только малыш произнес первые слова, с ним
можно обсуждать все, что происходит вокруг: что виде-
ли на прогулке, чем занимались утром, что кушали на
завтрак, с какими игрушками возились в песочнице.
Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые,
но постепенно ребенок присоединиться к игре. Чтение
книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, голово-
ломок, ребусов – все это помимо общего развития пре-
красно развивает память. Особое внимание стоит обра-
тить на то, что при чтении дети обычно следят за сюже-
том, пропуская подробности и описание персонажей,
явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок,
рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать
вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто
что делал? Кто как выглядел? Что плохо, что хорошо? К
45-ти годам задачу можно усложнить, побуждая малыша
пересказывать рассказы.
Для детей самого младшего возраста (10 месяцев –
1,5 года) существуют игры, развивающие память, напри-
мер, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка
кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним
пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь
сообразить, под какой же игрушка? Наконец он сдернет
пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повто-
ряется несколько раз, причем игрушку кладут под одну и
ту же пеленку. А потом под наблюдением малыша ее
прячут под другую.
Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию па-
мяти у маленьких детей, начиная с 8-10 месяцев. Самый
простой вариант – набросить на свое лицо платок и
спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позво-
лить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше,
около года, можно попробовать на несколько секунд
спрятаться за кресло или спинку кровати.
Детей старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего
не стало?». На столик ставятся несколько предметов,
игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них 1-2 ми-
нуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый
убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить,
какого предмета не хватает. Эта игра имеет и другой
вариант. Ребенку надо запомнить месторасположение
игрушки среди других, а после того как взрослый за
ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее
место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам
пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет пред-
мет или несколько предметов за ширмой.
Еще одна игра на запоминание- «Ящик». В нее мо-
гут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из
небольших коробочек, которые ставятся попарно и скле-
иваются между собой. Их количество постепенно увели-
чивается. В одну из них на глазах у ребенка прячут
предмет, после чего ящик на некоторое время закрывает-
ся экраном. Затем ребенку предлагают найти предмет.
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает
игра «Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3
коробка из-под спичек, поставив друг на друга так, что-
бы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один
из коробков кладут, например, пуговицу, в какую из ба-
шенок и в какое отделение. На втором, более сложном
этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже
2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в раз-
ные башенки и ребенку нужно вспомнить, где что лежит.
Для развития ребенка очень важна тактильная па-
мять, то есть способность запоминать ощущения от при-
косновения к различным предметам. Дети с высокораз-
витым тактильным восприятием реже испытывают труд-
ности в школьном обучении. Упражнением для трени-
ровки этой памяти может стать игра «Узнай предмет».
Ребенку старшего возраста завязывают глаза, и по очере-
ди кладут в его вытянутую руку различные предметы.
При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам
должен догадаться, что это за вещь. После того как ряд
предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают на-
звать эти вещи, причем в той последовательности, в ко-
торой они вкладывались в руку. Для детей помладше (2-
4 года) существует упрощенный вариант этой игры –
«Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут
предметы, обладающие разными свойствами: клубок
ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный
коробок. И малыш на ощупь должен определить один за
другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он
вслух описывал их свойства. В старшем дошкольном воз-
расте можно развивать тактильную память ребенка, обу-
чая его завязывать морские узлы.
Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра
«Делай как я». На первом этапе взрослый становится за
спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с
его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, а
потом просит малыша повторить эти движения. На вто-
ром, более сложном этапе, взрослый сам делает несколь-
ко движений, а ребенок повторяет их, потом малыш со-
вершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слуховую память старших дошкольников развивает
игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов,
связанных между собой по смыслу: должно получится 10
пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос. Эти
слова читаются ребенку 3 раза, причем пары интонаци-
онно выделяются. Через некоторое время ребенку повто-
ряют только первые слова пар, а вторые он должен
вспомнить.