Татьяна Борисова
Занятия в старшей группе по теме «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе детского сада по познавательному развитию:
«Перелетные птицы».
Цель: Обобщение знаний детей о перелетных птицах родного края.
Задачи: Расширять знания детей о перелетных птицах их повадках и внешнем виде.
Закрепить умение детей отвечать на вопросы педагога полным ответом.
Обогащать словарь детей прилагательными, существительными и глаголами, относящимися к перелетным птицам.
Публикация «Занятия в старшей группе по теме „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Материалы: картинки с птицами (журавль,ласточка,скворец, кукушка, грач, соловей, карточки с загадками,запись пения птиц, карточки со схемой рассказа о птицах.
НОД
(Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем).
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, какое время года на улице
Дети: Время года осень.
Воспитатель: Да дети, а как мы узнали, что сейчас осень?
Дети: на улице холодно, дни стали короче, а ночи длиннее, листья пожелтели и начался листопад, в лесу медведь и еж впадают в спячку, белка и заяц меняют шубку, насекомые спрятались до весны, на полях и дачах убирают урожай, перелетные птицы улетают на юг…
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, каких перелетных птиц мы с вами знаем, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать.
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
Дети: Это птица грач.
Воспитатель: Дети, что мы знаем про птицу грач?
Дети: Он первый прилетает весной и последний улетает осенью, помогает людям бороться с вредителями.
Воспитатель: Даня подойди к доске, пожалуйста, найди здесь грача и опиши его с помощью схемы.
Ребенок: Грач большая черная птица, тело грача покрыто перьями, у него коричневый, крепкий клюв, которым он долбит промерзлую землю и достает червей, у этой птицы две крепкие ноги, птенцы грача называются грачата, грачи строят гнезда.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Слышишь, "ку-ку" раздалось на опушке?
Это доносится голос. (кукушки).
Дети: Это птица кукушка.
Воспитатель: Дети, что мы знаем про кукушку?
Дети: Эта птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда, поет песню ку-ку.
Воспитатель: Захар, найди на доске кукушку и расскажи про нее.
Ребенок: Кукушка это перелетная птица, серо-черного пестрого окраса, тело кукушки покрыто перьями, птица питается насекомыми, помогает людям бороться с вредителями, птенцов кукушки называют кукушата.
Воспитатель: Следующая загадка.
Угадайте, что за птичка
-Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка).
Воспитатель: Что мы знаем о ласточках?
Дети: Ласточки никогда не садятся на землю, так как ноги ее очень тонкие, гнезда свои ласточка лепит из глины.
Воспитатель: Правильно, Катя найди на картинках ласточку и расскажи о ней.
Ребенок: Ласточка птичка небольшого размера, тело ласточки покрыто перьями, спина и голова с хвостом у нее черные, а грудка белая, хвост ласточки похож на вилочку, птенца ласточки называют птенец ласточки.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
(Пальчиковая игра «Десять птичек стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Воспитатель: Нас ждут следующие загадки, слушайте.
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец.
(Скворец)
Воспитатель: Что мы знаем про скворца?
Дети: Скворец может передразнивать голоса других птиц, чтобы охранять свой дом и птенцов, скворцы селятся в скворечники, которые делают для них люди.
Воспитатель: Вика, покажи, где здесь скворец и расскажи о нем.
Ребенок: Скворец небольшая птица серо-черного цвета с белыми крапинками, тело скворца покрыто перьями, клюв у птички маленький крепкий, птенцов скворца называют птенцы скворца.
Воспитатель: Следующая загадка.
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали.
Кто скажите?.
(Журавли)
Воспитатель: Да, это журавли, что мы знаем про журавлей?
Дети: Журавли живут на болоте, песня у них очень тоскливая, послушайте (запись голоса журавля).
Воспитатель: Послушайте какое стихотворение сочинил поэт про журавля:
Над пожелтевшей травушкой,
Над рощей тополей
Летит на юг журавушка
Со стаей журавлей.
Журавушка, журавушка,
Счастливого пути!
Журавушка, журавушка,
Весною прилети!
Пусть тучки в небе хмурятся
И нам грозят дождем,
А мы с тобой любуемся
И ласково поём.
Журавушка, журавушка,
Счастливого пути!
Журавушка, журавушка,
Весною прилети!
Над пожелтевшей травушкой,
Над рощей тополей
Летит на юг журавушка
Со стаей журавлей.
Журавушка, журавушка,
Счастливого пути!
Журавушка, журавушка,
Весною прилети!
Ребята, какое настроение у вас, когда вы слушаете эти строки найдите на доске эмоцию и объясните свой выбор. (Дети находят карточки и проговаривают свой выбор).
Воспитатель: Артем найди птицу журавля и расскажи про нее (рассказ ребенка по образцу,
Воспитатель: Следующая загадка:
Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
Кто поёт среди ветвей?
Догадались? - (соловей)
Воспитатель: Что мы знаем про соловья? (Ответы детей).
Воспитатель: Закройте глазки, послушайте песню соловья и представьте, как все птицы улетают в теплые края. А теперь давайте вспомним, почему перелетные птицы улетают в теплые края.
Дети: Потому что им холодно, а главное голодно, потому что все перелетные птицы питаются насекомыми.
Воспитатель: Молодцы, ребята сегодня мы с вами вспомнили и рассказали о перелетных птицах : грачах, ласточках, скворцах, соловьях, журавлях. А вот про других перелетных птиц нашего края мы поговорим на следующем занятии.
Занятие в старшей группе аппликация на тему : «Журали»
Цель: Обучение детей технике симметричного, силуэтного вырезания, используя способ прикрепления материала на фон, получая объемную аппликацию.
Задачи:
• Учить детей создавать коллективную аппликацию, на основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ птицы журавля, передавая ее необычность и яркость.
• Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
• Развивать зрительный контроль действия рук.
• Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
• Воспитывать доброжелательное отношение к перелетным птицам.
Материал и оборудование:
Цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка, картинка с клином журавлей и др.
НОД
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас не в лес, не в поле, а куда угадайте:
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на болоте? Назовите их.
- Чем эти птицы привлекают наше внимание и почему? (ответы детей).
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Тили- тели, тили-тели-
На юг птицы прилетели!
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое перышко.
(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-
Все все птицы, улетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками).
Песни звонкие отпели!
(Указательным и большим пальцами сделать «клюв» - «птицы поют».)
Аппликация.
Воспитатель:Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию: «Журавушка прощается с Родиной».
Воспитатель:Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без крыльев–их мы сделаем потом.
Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).
Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.
(дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).
Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость.
Теперь нам остается дополнить изображение, (посмотрите, как я вырежу крылья (самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель: Кто из вас уже вырезал птицу, подходите и приклеивайте к общему фону, который мы сделали с вами накануне.
Организация выставки.
- Ребята, у нас получилась целая стая журавлей. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
(рассматривание и анализ детских работ). (Послушайте песню про журавлей)
-