Михайлова Светлана Андреевна
Занятия в детском объединении естественно-научной направленности-база для приобретения знаний для здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия в детском объединении естественнонаучной направленности-база для приобретения знаний для здорового образа жизни.
С пением птиц, шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа эколого-биологического направления внеурочной деятельности школы №49 по формированию у подрастающего поколения экологической культуры, развитию стремлений обучающихся к самостоятельной экологически значимой деятельности.
Публикация «Занятия в детском объединении естественно-научной направленности-база для приобретения знаний для здорового образа жизни» размещена в разделах
Экологическое воспитание обучающихся должно основываться на следующих основополагающих принципах:
_ Научность. Предполагает знакомство обучающихся с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитию познавательного интереса, формированию основ его мировоззрения.
- Деятельность – основа обучения. Экологические знания должны стать основой формирования мотивации участия в посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды, в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения: ребенок – окружающая среда.
- Доступность материала для ребенка определенного возраста.
-Гуманистичность- этот принцип связан с понятием экологической культуры и означает формирования человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потреблении, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
-Прогностичность - формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на их основе умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха и труда.
-Преемственность в работе с дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными, и средними специальными учреждениями
используя принцип позволяющий на каждом этапе обучения закреплять и совершенствовать знания и умения достигнутые на предыдущем этапе обучения.
-Интеграция формальных и дополнительных видов образования, т. е создание целостного образовательного пространства, превращающегося в общество обучающихся и обучающих.
- Экологическое образование и воспитание обучающихся, направленно на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, на создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.
Мы с вами прекрасно знаем, что проблема экологии затрагивает каждого из нас, хотим мы этого или нет.
Что же такое экология?
Это, прежде всего наука о доме, нашем общем природном доме. Разве можно пройти мимо, не объяснив детям, что всего этого можно избежать, нужно только с добром и с любовью, рационально и умело использовать то, что дает нам природа.
2023 объявлен годом экологии. Очень хорошо, что правительство обратило внимание именно на это направление в обучении и воспитании детей на данный момент это очень актуально.
Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства ребят. Как известно из возрастной психологии, дети воспринимают окружающий мир именно через эмоции.
7лет назад я взяла свои первые детские объединения и поняла, что строгие рамки занятий и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие природоохранные вопросы, интересующие детей.
Китайская мудрость гласит – «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и это останется моим навсегда».
И тогда на помощь я привлекла учебно - познавательные экскурсии.
Экскурсии способствуют получению хорошей базы для самоопределения, профориентации, приобретению необходимых знаний и опыта общения с природой, формированию ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
И еще совместное времяпровождение улучшает микроклимат в детском коллективе. А частое общение с природой помогает развитию творческих способностей у ребят.
Одним из способов активизации познавательной деятельности детей является экологическая сказка в 1 классе и экотеатр в 3-4 классе. Ребята с удовольствием принимают участие в костюмированных представлениях. Изготавливаются декорации, дружно пишется сценарий, актёры вживаются в роль. Репетиции проходят на большом эмоциональном подъёме, весело, дружно. Все стараются помочь, поддержать товарища. Всё это создаёт на моих занятиях атмосферу творческой заинтересованности, в которой процесс познания нового является эмоционально увлекательным. А так же способствует сплочению детского коллектива. Каждый год в эколого-биологичесоком отделе проходит учебно-познавательная конференция «От познания к открытию». Где ребята знакомят всех с итогами своих исследовательских работ.
Организация учебно - исследовательской деятельности дает возможность развивать у ребят познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит применять их на практике. Темы проектов ребята выбирают совместно с педагогом.
У меня есть такая традиция, после проведённого мероприятия ребята пишут небольшое сочинение, раскрывая свои мысли, впечатления, эмоции. Вот небольшая выдержка из отчёта, который составила Цуканова Аня: «Участие в исследовательской работе, доставило мне огромное удовольствие. Мы были все вместе, весело и дружно помогали друг другу. Мальчишки больше не дразнились, а помогали носить корзины с мусором, взвешивать мешки с макулатурой. Когда подводили итоги, всем было очень интересно. Мы много спорили, и каждый старался внести свой вклад в общее дело. Конечно, девочки кропотливее подошли к результатам исследования и их подсчёты были более точными. Это было классно!».
Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются вдруг».
В наше время возросла социальная значимость учебно – исследовательских работ обучающихся в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин «экология» используют с такими словами, как общество, семья, культура. Одним из ярких событий в работе моих детских объединений было торжественно вступление в ряды Курской региональной детской эколого-гуманитарной общественной организации «Миллион Друзей». Работа в детской организации даёт возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности. Это и проба пера, собственные стихи, статьи и сочинения можно опубликовать в газете с таким - же названием. 27 статей написано детской рукой.
Интересные встречи, поездки, участия в форумах, летию Проведение экологических десантов, участие в природо - охранной деятельности.
Ребят привлекают атрибуты – галстук, футболка, бейсболка, значок, членские билеты и конечно же их включённость в игровую деятельность, где можно проявить себя, открыть разные грани своей личности.
Кроме того мы с удовольствием участвуем в эколого-гуманитарном проекте «Кубок Черноземья». В рамках этого проекта проходит много конкурсов, которые дают возможность почувствовать ситуацию успеха каждому ребёнку.
Сотрудничество с клубом любителей кошек «Баст» давно вышло за рамки официального. У ребят там появились настоящие друзья.
А детский Фелинологический университет,который так же работает в рамках эколого-гуманитарного проекта «Кубок Черноземья», даёт возможность ребятам высказать своё отношение к живой природе и сохранению окружающей среды, объединению усилий для совместной деятельности по изучению, распространению и систематизации знаний и новейших достижений естественных наук.
Приятно заметить, что в процессе нашей деятельности у ребят сформировались ключевые компетенции: личностные, общекультурные, интеллектуальные, социальные, коммуникативные.
Ребята используют приобретённые знания, умения и навыки на практике, в повседневной жизни.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: дети контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой, и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды.
У ребят выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира.
Они способны самостоятельно выбрать объекты своей экологической деятельности.
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребят оказать помощь нуждающимся в ней.
У детей сформировалась положительная самооценка, личностное отношение к экологическим проблемам современности, стремление к самореализации в творчестве.