Олеся Филиппи
Занятия по познавательному развитию в средней группе «Расскажем Лунтику о диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по познавательному развитию в средней группе
«Расскажем Лунтику о диких животных». (дети 4 – 5 лет).
Виды детской деятельности: игровая, конструктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира.
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Педагогическая цель: Закреплять знание детей о лесных жителях, формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний.
Развивающие :
Развивать любознательность, интерес, образное мышление, наблюдательность, внимание, речь, умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим,
Материал:
Снежинка, мягкие игрушки белка, заяц, медведь, фотографии и рисунки, показывающие диких животных, картины зимнего леса.
Ход занятия
Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!
Давайте встанем в круг.
Воспитатель:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся" (улыбаются)
Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада. Пишет вам Лунтик. Каждый день я узнаю много нового и интересного о жителях вашей планеты. Недавно мой друг Кузя рассказал, что в лесу живут дикие животные. А я их никогда не видел. Я очень хочу узнать какие они, эти дикие животные. Вы мне поможете в этом?»
Воспитатель: Ну что, ребята поможем Лунтику? Прежде чем рассказать Лунтику о диких животных давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?
Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.
Воспитатель: Как люди одеваются зимой?
Дети: Одеваются тепло. шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно рассказали. Давайте закроем глаза и представим, что мы в зимнем лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.
Воспитатель: Открывайте глаза и скажите мне ребята, вы умеете отгадывать загадки? Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу не встретишь?
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Медведь
Воспитатель: Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.
Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?
Дети: Он спит, впадает в спячку.
Воспитатель: А где спит медведь?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Чем медведь питается?
Дети: Малиной, медом.
Воспитатель: Послушайте еще загадку, и мы узнаем, кто спрятался под кустом.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Дети. Заяц
Воспитатель: (показывает игрушку зайчик, или картинку с изображением зайца). У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.
Воспитатель: Чем же питается заяц, ребята?
Дети: Питается корой деревьев, веточками.
Воспитатель: Есть ли у него норка?
Дети: Нет, он живет под кустом.
Воспитатель: Какая шубка у зайца зимой? Почему?
Дети: Белая. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.
Воспитатель: Почему зайца называют трусишкой?
Дети: Потому что он боится хищных зверей - лису, волка.
Воспитатель: Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.
Физминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)
Воспитатель: У зайца много врагов, если отгадаете загадки узнаете их:
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (лиса)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Показ картинок.
- Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Воспитатель: Отгадав загадку, мы узнаем, кого мы сейчас встретим.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Дети: Белка.
Воспитатель: (показывает игрушку белочки, или картинку с изображением белки). Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплею – серенькую, так же она помогает прятаться от врагов, например от куницы. Живёт белка в дупле. Дупло у белочки теплое, ещё осенью белочка натаскивает туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. А в сильные морозы белочка спит в своём дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи, еловые и сосновые шишки. Все свои запасы хранит в специальных кладовках – в пустых дуплах, у старых пеньков, под мхом. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.
Воспитатель: Где живет белка, ребята?
Дети: Белка живет в дупле.
Воспитатель: Чем питается?
Дети: Ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное которое они считают лишним.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
1. Белка, синица, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)
2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)
3. Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)
Воспитатель: Почему они дикие?
Дети: Они живут в лесу, сами добывают пищу.
Воспитатель. Спасибо белка за твое интересное задание,
Воспитатель: Дети нам уже пора возвращаться в детский сад. Скажем.
До свиданья, зимний лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли
На полянке поскакали
Подружились мы с тобой
Нам теперь пора домой.
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
Воспитатель Вам понравилась прогулка?
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень долго гуляли в лесу и очень много рассказали Лунтику о лесных жителях. Теперь он знает кто такие дикие животные. И может рассказать о них своим друзьям. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу, отгадав загадки.
Побывали мы в лесу, повстречали там … лису
Глубоко дупло – не мелко, в нем в тепле ночует … белка.
Возле этой елки бродят злые … волки
Беленький да маленький под кусточком … заинька.
Начал громко он реветь узнаете? Я … медведь.
Воспитатель. С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей).
Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали на вопросы и выполняли все задания.