елена краснова
Рекомендации для воспитателей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное рзвитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
Звуко-буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.
Данное умение начинают формировать в деском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения.
Звуко-буквенный анализ слова – это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у взрослых.
Наша цель – знакомить дошкольник со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. д.)
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определения места звука в слове.
Существуют понятия «буква» и «звук».
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласных звуков шесть:
А У О И Э Ы
Гласных букв десять:
А У О И Э Ы – соответствуют звукам
и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю- йу, Е- йэ, Ё- йо
Буквы А О У Э Ы всегда обозначают 1 звук. Если они стоят после согласного, то этот согласный твердый.
Буква И обычно обозначает
1 звук. Если она стоит после согласного, то этот согласный – мягкий. Буква И обозначает 2 звука (ИЙ, когда она стоит после Ь.
Буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук, если стоят после согласных. Согласные, стоящие перед Е Ё Ю Я являются мягкими.
Буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука (йэ, йо,йу,йа, если они стоят в начале слова; после Ь или Ъ; после гласных.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Звонкие звуки :Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.
Глухие звуки: К П С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.
Согласные звуки бываю мягкими и твердыми.
Всегда твердые согласные : Ж Ш Ц. (даже если после них стоят И Е Ё Ю Ь).
Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ. (даже если после них стоят А У О).
Буквы Ь Ъ не обозначают звуков и на схемах никак не обозначаются.
Порядок анализируемых слов:
1. Слова из двух гласных (АУ)
2. Слова из двух звуков : гласного и согласного (УМ, ДА)
3. Слова из трех звуков (РАК, КИТ)
4. Слова из двух открытых слогов (ЧАСЫ, МАМА)
5. Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК).
6. Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ).
7. Слова из двух слогов (СУМКА).
8. Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА).
Вот, например: игра сравнительный звуко-буквенный анализ слов КОТ И КИТ.
Он мяукал у дверей?
Открывайте мне скорей,
Очень холодно зимой!
Кто же просится домой? (Кот)
- Скажем вместе КОТ. В слове спрятались три звука. Какие?
- Послушайте меня (утрированное произношение) К-К-О-О-О-Т-Т.
- Давайте определим первый звук[К]
- Он гласный или согласный? Почему? (Мы не можем его пропеть. Значит, он – согласный)
– Он твердый или мягкий?
- Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит).
- Какой второй звук в слове КОТ? [о]
- Гласный или согласный? Почему?
- Какой третий звук? [Т]
- Гласный или согласный? Почему?
– Он твердый или мягкий?
- Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит).
Рассекает океан,
Из спины живой фонтан!
Страшен и огромен он,
Но ест крошечный планктон. (Кит)
- Сколько звуков в этом слове?
- Первый? [К ]– согласный, мягкий, глухой.
- Второй? [И] – гласный
- Третий? [Т] – согласный, твердый глухой.
- Слово КОТ начинается с твердого звука [К]
- Слово КИТ начинается с мягкого звука [К].
Примерные игры с детьми для формирования звукового анализа и синтеза:
1. «Хлопни в ладоши» - предложить ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.
2. «Определи первый звук в слове» - эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.
3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т. д., в названиях которых есть тот или иной звук.
4. «Начало, середина или конец»: взрослый произносит слов с определенным звуком, а ребенок определяет его позицию в слове.
5. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?».
6. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
7. «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О,Т, а ребенок должен догадаться какое это слово.
Уважаемые педагоги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно начинать обучению чтению.
Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время-залог его успехов в будущем.