Лучший педагог года Итоги 2024

Рекомендации для воспитателей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»

елена краснова
Рекомендации для воспитателей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы

Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное рзвитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Звуко-буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение начинают формировать в деском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения.

Звуко-буквенный анализ слова – это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у взрослых.

Наша цель – знакомить дошкольник со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. д.)

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определения места звука в слове.

Существуют понятия «буква» и «звук».

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть:

А У О И Э Ы

Гласных букв десять:

А У О И Э Ы – соответствуют звукам

и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю- йу, Е- йэ, Ё- йо

Буквы А О У Э Ы всегда обозначают 1 звук. Если они стоят после согласного, то этот согласный твердый.

Буква И обычно обозначает

1 звук. Если она стоит после согласного, то этот согласный – мягкий. Буква И обозначает 2 звука (ИЙ, когда она стоит после Ь.

Буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук, если стоят после согласных. Согласные, стоящие перед Е Ё Ю Я являются мягкими.

Буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука (йэ, йо,йу,йа, если они стоят в начале слова; после Ь или Ъ; после гласных.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Звонкие звуки :Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.

Глухие звуки: К П С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.

Согласные звуки бываю мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные : Ж Ш Ц. (даже если после них стоят И Е Ё Ю Ь).

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ. (даже если после них стоят А У О).

Буквы Ь Ъ не обозначают звуков и на схемах никак не обозначаются.

Порядок анализируемых слов:

1. Слова из двух гласных (АУ)

2. Слова из двух звуков : гласного и согласного (УМ, ДА)

3. Слова из трех звуков (РАК, КИТ)

4. Слова из двух открытых слогов (ЧАСЫ, МАМА)

5. Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК).

6. Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ).

7. Слова из двух слогов (СУМКА).

8. Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА).

Вот, например: игра сравнительный звуко-буквенный анализ слов КОТ И КИТ.

Он мяукал у дверей?

Открывайте мне скорей,

Очень холодно зимой!

Кто же просится домой? (Кот)

- Скажем вместе КОТ. В слове спрятались три звука. Какие?

- Послушайте меня (утрированное произношение) К-К-О-О-О-Т-Т.

- Давайте определим первый звук[К]

- Он гласный или согласный? Почему? (Мы не можем его пропеть. Значит, он – согласный)

– Он твердый или мягкий?

- Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит).

- Какой второй звук в слове КОТ? [о]

- Гласный или согласный? Почему?

- Какой третий звук? [Т]

- Гласный или согласный? Почему?

– Он твердый или мягкий?

- Он звонкий или глухой? Как вы определили? (произносится без голоса, горлышко не дрожит).

Рассекает океан,

Из спины живой фонтан!

Страшен и огромен он,

Но ест крошечный планктон. (Кит)

- Сколько звуков в этом слове?

- Первый? [К ]– согласный, мягкий, глухой.

- Второй? [И] – гласный

- Третий? [Т] – согласный, твердый глухой.

- Слово КОТ начинается с твердого звука [К]

- Слово КИТ начинается с мягкого звука [К].

Примерные игры с детьми для формирования звукового анализа и синтеза:

1. «Хлопни в ладоши» - предложить ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.

2. «Определи первый звук в слове» - эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т. д., в названиях которых есть тот или иной звук.

4. «Начало, середина или конец»: взрослый произносит слов с определенным звуком, а ребенок определяет его позицию в слове.

5. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?».

6. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

7. «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О,Т, а ребенок должен догадаться какое это слово.

Уважаемые педагоги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно начинать обучению чтению.

Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время-залог его успехов в будущем.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу словДидактическая игра для обучения звуковому анализу слов Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов. Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка полного звукового.

Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик» Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность.

Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение» Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»
Опубликовано: 31 января 2025 в 14:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»» (включая файлы) размещена пользователем елена краснова (УИ 1127885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД