Ермоленко Елена Николаевна
Занятия по ОБЖ во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план на год по ознакомлению с ОБЖ.
СЕНТЯБРЬ
Занятие «Давайте познакомимся»
Цель: развивать умение называть свои имя и фамилию, возраст.
Материалы и оборудование: фотографии детей, зеркальце.
Дидактические игры
Цели.
• развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые
обязанности в семье;
• прививать любовь к близким.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями разных
ситуаций в семье, мяч.
«Кто это?» («Моя семья»)
Описание игры. Педагог показывает картинки, на которых
Публикация «Занятия по ОБЖ во второй младшей группе» размещена в разделах
изображены члены семьи — мама, папа, бабушка и т. д., спрашивает:
«Кто это?», дети отвечают.
«Кто что делает?»
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга,
бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает
мама (бабушка, сестра, папа и т. д. ?» Дети ловят мяч и отвечают на
вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т. д.).
Пальчиковая игра «Моя семья»
Цели.
• развивать умение согласовывать слова и движения;
• развивать эмоциональное состояние.
Описание игры. Педагог вместе с детьми читает стихотворение.
Дети самостоятельно выполняют движения.
Этот пальчик — мамочка, Показывают большие пальцы.
Этот пальчик — папочка, Показывают указательные пальцы.
Этот пальчик — бабушка, Показывают средние пальцы.
Этот пальчик — дедушка, Показывают безымянные пальцы.
Ну а этот пальчик — я. Показывают мизинцы.
Вот и вся моя семья! Трясут раскрытыми ладошками.
Игра-тренинг «Я потерялся.»
Цель: учить правильно себя вести, если потерялся на улице.
Материалы и оборудование: игрушка-мишка.
Описание игры. В гости к детям приходит мишка и рассказывает,
что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют
ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому
можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если
мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цели:
• учить объединять игровые действия несложным сюжетом;
• закреплять называние ближайших родственников: мама, папа,
бабушка, дедушка, брат, сестра, а также их имена.
Материалы и оборудование: куклы, кукольная посуда и мебель,
атрибуты из «Уголка ряжения» : фартуки, косыночки, юбочки,
детские сумочки.
Мероприятия и материалы для родителей: домашнее задание
— закрепить с ребенком знание его имени и фамилии, домашнего
адреса, ФИО родителей.
ОКТЯБРЬ
Занятие «Что я знаю о себе?»
Цели:
• знакомить со строением своего тела;
• помогать осознанию своей половой принадлежности.
Материалы и оборудование: плакат «Строение тела».
Дидактические игры «Собери Машеньку»,
«Что есть у куклы?»
Цели:
• учить называть часть тела;
• формировать представление о том, для чего служит каждая часть
тела.
Материалы и оборудование: для первой игры — плоскостное
изображение куклы, отдельных частей ее тела (голова, руки, ноги,
туловище, глаза и т. д., плакат «Части тела»; обычная кукла — для
второй игры.
Игра «Умею — не умею»
Цель: акцентировать внимание на своих умениях и физических
возможностях своего организма.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры.
1 вариант: педагог бросает мяч и произносит: «Я умею.» или «Я
не умею.» Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя,
почему он умеет или не умеет. Например, педагог говорит: «Я умею
бегать.», а ребенок продолжает: «. так как у меня есть ноги».
Педагог: «Я не умею летать.» Ребенок: «. потому что у меня нет
крыльев».
2 вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает
детям мяч, задавая вопросы: «Ты умеешь прыгать?» (плавать,
стирать, бегать, читать, ловить мяч, мыть посуду, ползать, дышать,
плакать и т. д.). Дети ловят мяч и отвечают «умею» или «не умею».
Игра «Ребенок — кукла»
Цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребенка
и у куклы.
Материалы и оборудование: кукла.
Описание игры. В гости к детям приходит кукла, дети
рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы
и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они
носят одежду и т. д., чем они отличаются (девочка живая, она
растет, умеет дышать, говорить, плакать и т. д., а кукла не живая, она
не растет, не умеет дышать, говорить и т. д.).
Занятие «Лепим маленькую куколку»
Цель: учить лепить предмет из двух частей круглой формы разной
величины.
Материалы и оборудование: пластилин, игрушка кукланеваляшка, салфетки.
Описание игры. Неваляшка приходит в гости к детям и просит
слепить ей подружек.
Мероприятия и материалы для родителей: оформление
родительского уголка дидактическим материалом на тему «Я —
человек» (стихи, загадки, пословицы).
НОЯБРЬ
Занятие «В гостях у Мойдодыра»
Цель: способствовать формированию элементарных правил
личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению.
Материалы и оборудование: предметы личной гигиены (мыло,
мыльница, расческа, полотенце, мочалка, зубная паста и щетка,
кукла.
Описание занятия.
Педагог читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что
такое хорошо и что такое плохо», последовательно демонстрируя
иллюстрации. Проводит беседу по вопросам:
• Какой из мальчиков вам понравился больше?
• Почему вам понравился опрятный мальчик?
• Почему не понравился другой мальчик?
• Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и
быть чистым? (И т. д.)
Педагог, используя знакомые детям потешки, просит показать, как
нужно мыть руки и лицо. Предлагает рассмотреть предметы личной
гигиены, рассказать об их назначении.
Дидактические игры
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки, навыки
культуры поведения за столом.
Материалы и оборудование: мяч, кукла, кукольная посуда,
салфетки.
«Что хорошо, что плохо?»
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга,
бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо
или плохо?» :
• Мыть руки после прогулки.
• Пользоваться носовым платком.
• Садиться за стол с грязными руками.
• Пользоваться расческой.
• Разговаривать во время еды. (И т. д.)
Дети отвечают.
«Кукла Маша обедает»
Описание игры. Дети вместе с педагогом накрывают кукле Маше
стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия (что куда
нужно поставить, какая необходима посуда, и напоминают ей о
правилах поведения за столом.
Чтение художественной литературы
Цель: развивать понимание значения и необходимости
гигиенических процедур.
Материалы и оборудование: стихотворение А. Барто «Девочка
чумазая», потешка «Водичка, водичка, умой мое личико».
Игра-тренинг «На день рождения к кукле Кате»
Цель: формировать навыки безопасного поведения за столом.
Материалы и оборудование: кукла, столовые приборы, посуда.
Мероприятия и материалы для родителей:
• знакомство с памяткой «Правила этикета»;
• беседа о необходимости самостоятельного выполнения ребенком
дома правил личной гигиены.
ДЕКАБРЬ
Занятие «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Цели:
• способствовать формированию привычки к здоровому образу
жизни (ЗОЖ) : соблюдению режима, выполнению утренней зарядки;
• помогать осознавать, что утренняя зарядка, физические
упражнения вызывают хорошее настроение.
Материалы и оборудование: игрушка-мишка, погремушки,
картинки с изображениями разного времени суток, стихи о зарядке.
Описание занятия. В гости к детям приходит мишка, он болеет,
одет не по погоде, но зовет детей на прогулку. Педагог предлагает
ему остаться на занятии и послушать детей. Дети говорят мишке,
что, одеваясь таким образом, он вредит своему здоровью, называют,
что именно он надел неправильно и почему.
Игра «Кто быстрее возьмет погремушку» : дети под музыку
бегут по кругу, останавливаются, гремят погремушкой, затем кладут
ее на пол и хлопают в ладоши. С окончанием музыки нужно быстро
взять погремушку с пола и поднять ее вверх.
Дети вместе с педагогом разбирают некоторые ситуации о
соблюдении и нарушении режима, объясняют мишке, как нужно
беречь здоровье, что для этого делать, поправляя при этом
неправильные ответы, которые дает мишка.
Чтение художественной литературы
Цель: знакомить с элементарными правилами оказания первой
медицинской помощи.
Материалы и оборудование: стихотворение А. Барто «Мишка»,
игрушка-мишка, бинт.
Занятие «Лепим витаминки»
Цели:
• учить скатывать комочки глины круговыми движениями между
ладонями;
• объяснять пользу витаминов.
Материалы и оборудование: игрушка доктор Айболит, глина,
дощечки для работы.
Мероприятия и материалы для родителей: консультация на
тему «Гимнастика маленьких волшебников» — комплекс
физических упражнений для дома и улицы.
ЯНВАРЬ
Занятие «Серенькая кошечка села на окошечко»
Цели:
• формировать знания об источниках опасности в квартире и в
группе;
• разъяснять правило «Нельзя!»
Материалы и оборудование: игрушка-кошка, режущие и
колющие предметы, лекарства.
Описание занятия. Перед занятием воспитатель оборудует
комнату куклы Маши. Ей на день рождения подарили маленького
котенка, он очень маленький и многого не знает. Ему очень хочется
поиграть на кухне, попробовать красивые таблетки и сироп из
бутылочки, выглянуть в окно, нарезать хлеб к обеду, заварить чай.
Кукла Маша объясняет опасность таких игр и занятий, разъясняет
котенку правило «Нельзя!»
Прогулка-обследование «Внимание — опасность!»
Цели: учить находить во время прогулки по территории детского
сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они
представляют опасности и как ее избежать.
Материалы и оборудование: красные ленточки для пометки
опасных мест.
Игры «Опасно — не опасно», «Найди опасный предмет»
Цели:
• тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и
здоровья;
• учить самостоятельно делать выводы о последствиях
неосторожного обращения с опасными предметами.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями
различных предметов.
Описание игры: педагог предлагает выбрать карточку, назвать
изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть
опасен и как с ним правильно обращаться.
Мероприятия и материалы для родителей: папка-передвижка
«Опасные предметы».
ФЕВРАЛЬ-МАРТ
Занятие «Не шали с огнем!»
Цели.
• знакомить с опасностью, исходящей от огня;
• воспитывать осторожность при обращении с огнеопасными
предметами (спичками, зажигалками, электрозажигалками,
свечками);
• дать элементарные навыки поведения при пожаре.
Материалы и оборудование: кукла Незнайка, иллюстрации по
теме «Не играй с огнем!», разрезные картинки: ведро, огнетушитель,
пожарная машина, каска и др.
Описание занятия. Вспомнить с детьми содержание сказки К.
Чуковского «Путаница». Беседа по вопросам:
• Какой неприятный случай произошел в море?
• Как звери тушили пожар?
• Кто пришел им на помощь? (И т. п.)
К детям в гости пришел Незнайка, рассматривает вместе с ними
иллюстрации из альбома «Не играй с огнем».
Беседа с Незнайкой по вопросам:
• Из-за чего может случиться пожар?
• Что может загореться во время пожара дома, в лесу?
• Как надо пользоваться огнеопасными предметами?
• Кто помогает людям в тушении пожара? (И т. п.)
Игра с Незнайкой «Разрезные картинки» : из 3—4 частей нужно
сложить целую картинку и назвать, что на ней изображено и для чего
нужно, как пользоваться.
Чтение потешки по теме «Пожар»
Цели:
• развивать навыки драматизации, формировать интонационную
выразительность речи;
• закреплять элементарные навыки поведения при пожаре.
Материалы и оборудование: потешка «Тили-тили-тили- бом,
загорелся Кошкин дом», иллюстрации к потешке.
Дидактическая игра «Назови картинку»
Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать
их назначение.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями ведра,
пожарной машины, каски и т. д.
Занятие «Знакомство с пожарной машиной»
Цели.
• учить отличать пожарную машину от других, различать и
находить основные части машины;
• развивать речь, активизируя словарь новыми понятиями и
словами (пожарная машина, цистерна с водой и др.).
Материалы и оборудование: пожарная машина — картинка или
игрушка.
Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?»
Цели:
• развивать двигательные умения;
• закреплять правила пожарной безопасности.
Материалы и оборудование: стульчики — на один меньше, чем
детей; игрушка-огнетушитель, медаль.
Описание игры. По кругу стоят 5 стульев, на каждом стуле —
огнетушитель-игрушка. Играют 6 детей. Под музыку они бегут по
кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель
вверх. Кому не достался огнетушитель — выбывает из игры. Кто
завладел самым последним огнетушителем — получает звание
«Лучший пожарный» и медаль.
Беседа на тему «Спички — не игрушка!»
Цели.
• разъяснять запрет на игру со спичками, рассказывать о
последствиях этой игры;
• формировать знания о причинах возникновения пожара и
средствах пожаротушения.
Материалы и оборудование: сказка К. Чуковского «Путаница»,
иллюстрации к ней, предметные картинки.
Мероприятия и материалы для родителей:
• консультация по рекомендуемой литературе о пожарной
безопасности;
• анкетирование и оформление памятки по профилактике
пожарной безопасности.
АПРЕЛЬ
Занятие «Приключения Колобка»
Цель: знакомить с правилами поведения в разных ситуациях (как
вести себя с незнакомыми людьми, почему нельзя гулять без
взрослых и т. д.).
Материалы и оборудование: игрушка Колобок, иллюстрации к
сказке.
Чтение художественной литературы
Цель:
• закреплять правила поведения с незнакомыми людьми;
• воспитывать чувство сопереживания сказочным героям.
Материалы и оборудование: сказки «Волк и козлята»,
«Заюшкина избушка»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
потешка «Огуречик».
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель:
• закреплять понятие «опасность»;
• закреплять умение различать цвет и форму предмета.
Материалы и оборудование: большие карточки красного,
желтого, зеленого, синего цветов, в центре каждой карточки —
окошечко разной формы с нарисованной внутри мышкой; маленькие
карточки такого же цвета и формы, как и окошечки в больших
карточках.
Описание игры. Педагог раздает детям большие карточки и
говорит, что мышке угрожает опасность — за ней гонится кошка.
Дети должны помочь мышке спрятаться от кошки. Педагог
показывает маленькие карточки разного цвета и формы, дети
выбирают свою и закрывают ею окошечко на большой карточке.
Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»
Цели:
• тренировать в запоминании основной группы опасных
предметов;
• развивать внимание.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями опасных
предметов.
Описание игры. Педагог загадывает детям загадки об опасных
предметах (спички, иголка, ножницы, утюг и др., а дети должны
отгадать их и найти соответствующую отгадку на картинке.
Мероприятия и материалы для родителей: консультация по
теме «Азбука общения».
МАЙ
Занятие «Незнайка в городе»
Цель: знакомство с правилами поведения на улицах города и
Правилами дорожного движения (ПДД).
Материалы и оборудование: игрушка-светофор, иллюстрации по
ПДД, кукла Незнайка.
Описание игры. В гости к детям пришел Незнайка и просит
помочь ему совершить прогулку по городу. Дети соглашаются и с
помощью вопросов педагога рассказывают ему о том, как надо себя
вести в городе: «Улицы в нашем городе широкие и красивые. На
улице есть дома. По дороге едет много машин. Место, где ходят
люди, называется тротуар. На улице нужны светофоры: ведь
машины едут в разные стороны и людям надо переходить дорогу» и
т. д. В конце занятия Незнайка благодарит детей, что они
познакомили его с Правилами дорожного движения.
Целевая прогулка «Знакомство с улицей»
Цели:
• уточнять представления об улице, дороге, тротуаре;
• знакомить с правилами безопасного поведения на улице.
Занятие «Машины на нашей улице»
Цели:
• учить различать виды транспорта (пассажирский, грузовой);
• формировать представления об основных частях транспортных
средств;
• уточнять знания о работе шофера.
Материалы и оборудование: игрушечные грузовая машинка и
автобус, кубики, картинки с изображениями различных видов
транспорта.
Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о легковой,
грузовой машинах и автобусе, дети находят отгадки на
выставленных на доске картинках с изображениями различных
видов транспорта.
Педагог вместе с детьми рассматривает игрушечные машины,
отмечает их основные части, назначение, сходство и различия,
рассказывает о том, кто водит машину. В конце занятия предложить
детям поиграть: из кубиков построить улицу, дома, гаражи.
Дидактическая игра «Собери машинку по частям»
Цели:
• учить подбирать соответствующие основные части к грузовой
машине и автобусу;
• воспитывать внимание.
Материалы и оборудование: плоскостное изображение основных
частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса,
руль, а также предметные картинки с изображением транспорта,
разрезанные на 3 - 4 части.
Занятие «Рисуем светофор»
Цели:
• развивать интерес к изобразительной деятельности;
• учить рисовать краской;
• закреплять сигналы светофора.
Материалы и оборудование: гуашь трех цветов, кисточки,
салфетки.
Мероприятия и материалы для родителей:
• проведение родительского собрания на тему ПДД «Взрослые,
помните: вам подражают!»;
• анкетирование и разбор ситуаций по ПДД.