детский сад Журавушка
Занятия по изодеятельности в старшей группе по ознакомлению с основными цветами и оттенками «Принцессы и разноцветные гномы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Принцессы и разноцветные гномы».
Конспекты занятий по изобразительной деятельности
для детей старшей группы.
Занятие 1. «В гостях у гномиков».
Публикация «Занятия по изодеятельности в старшей группе по ознакомлению с основными цветами и оттенками „Принцессы и разноцветные гномы“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Цели: закрепить у детей представление об основных цветах : красный, жёлтый, синий; о семи цветах радуги; тёплых и холодных тонах. Учить смешивать краски на палитре для получения нового цвета.
Предварительная работа: изучение основных цветов; цветов радуги.
Материал для показа : фигурки Белянки, Чернушки, семи гномов, раскрашенных по цветам радуги, гуашь (красная, жёлтая, синяя, палитры, кисти, листки с нарисованными силуэтами гномов.
Ход занятия
Воспитатель (показывает и рассказывает). В одной сказочной стране на берегу волшебной реки жили принцесса Белянка и семь гномов. Белянка любила белые наряды, а у гномов одежда соответствовала семи цветам радуги (показ радуги). Ребята, назовите мне, пожалуйста, эти цвета.
Ответы детей: в цвета радуги входят следующие цвета : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: каждый гномик носил одежды только своего любимого цвета. Гномиков так и звали по цветам – Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый. У одних одежда была тёплых тонов, у других – холодных. Назовите мне, пожалуйста, тёплые и холодные цвета.
Ответы детей: к тё плым тонам относятся: красный цвет, оранжевый, жёлтый и светло- зелёный. К холодным цветам относятся : тёмно-зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: у каждого гномика был зонтик любимого цвета. Когда на улице было очень жарко, Голубой, Синий, Фиолетовый гномики открывали свои зонтики и становилось прохладнее, потому что эти цвета напоминали о море, холоде, снеге. А холодной зимой Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный гномики открывали свои зонтики, и становилось всем теплее, потому что эти цвета напоминали об огне, тепле и лете.
В этой же стране жила злая принцесса Чернушка, она ходила всегда в чёрном и не любила одежду ярких цветов.
Жила она на другом берегу волшебной реки, вода в которой была чистая и прозрачная, но если гномики стирали свою одежду, она окрашивалась тем же цветом. Однажды гномики выстирали свою одежду, повесили сушить её и легли спать. Чернушка подкралась и одежду Оранжевого, Зелёного, Фиолетового гномов вымазала в чёрный цвет. Она сделала бы это и с одеждой остальных гномиков, но взошло солнышко, и гномики проснулись. Увидев, что их красивые наряды превратились в чёрные тряпки, гномики заплакали. Белянка их успокоила и сшила из своей белой накидки новые костюмы, но они были все одинаково белыми. Тогда белянка опустила в воду первый костюм и попросила Красного и жёлтого гномиков по очереди постирать их одежду. Давайте и мы с вами попробуем на палитре, смешать красный и жёлтый цвета.
Дети наносят на палитру красный цвет, промывают кисточку, набирают жёлтый цвет и смешивают его с красным.
Воспитатель: и, о чудо какой цвет получился?
Ответы детей: получился оранжевый цвет.
Воспитатель: правильно, сейчас получившимся цветом раскрасьте одежду первого гномика на листке.
Дети раскрашивают оранжевым цветом одежду гномика нарисованную на листе.
Воспитатель: тогда Белянка попросила Жёлтого и Синего постирать их одежду.
Дети смешивают жёлтый и синий цвета.
Воспитатель: какой у вас получился цвет?
Ответы детей: у нас получился зелёный цвет.
Воспитатель: зелёным цветом раскрасьте одежду второго гномика.
Дети раскрашивают.
Воспитатель: а затем Белянка попросила Красного и Синего гномиков постирать одежду.
Дети смешивают красный и синий цвета.
Воспитатель: какой цвет у вас получился?
Ответы детей: у нас получился фиолетовый цвет.
Воспитатель: фиолетовым цветом раскрасьте одежду третьего гномика.
Дети раскрашивают.
Воспитатель: так гномики узнали, что жёлтый, красный и синий цвета – основные, потому что их них можно получать новые цвета.
Занятие 2. «Как принцесса Чернушка помирилась с гномиками и принцессой Белянкой».
Цели: познакомить детей со свойствами белой краски (как смягчить, осветлить любой цвет, со свойствами чёрной краски (как получить более тёмный оттенок). Закрепить названия цветов и оттенков : голубой, розовый, светло-серый, серый.
Материал: краски (гуашь, кисти, палитра для каждого ребёнка, листы бумаги.
Ход занятия
Воспитатель (показывает и рассказывает). Был чудесный солнечный день, гномики стирали по очереди в волшебной реке одежду. Вместе им нельзя было стирать, потому что тогда краски перемешались бы, и одежда вся стала серой. Белянка нечаянно уронила белую накидку в воду, а когда Красный гномик вынул свою одежду, она стала розовой. Всем так понравилось, что гномы по очереди стали опускать с Белянкой свою одежду в воду. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем на палитре смешивать цвета. Возьмите синий цвет, нанесите на палитру. Теперь хорошо промойте кисточку и наберите белый цвет, смешайте его с синим.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: какой цвет у вас получился?
Ответы детей : у нас получился голубой цвет.
Воспитатель: правильно, теперь полученным голубым цветом раскрасьте листок, из которого мы потом вырежем курточку для гномика.
Дети раскрашивают лист бумаги голубым цветом.
Воспитатель: теперь также поработайте с красным и зелёным цветами.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: какие цвета у вас получились?
Ответы детей: у нас получились розовый и светло-зелёный цвета.
Воспитатель: правильно. Так гномики узнали, что белый цвет осветляет остальные цвета.
Всё это время за гномами наблюдала принцесса Чернушка. Гномики уже забыли, что она когда-то сделала с их одеждой, и, увидев её, они очень испугались, что сейчас их одежда превратится в чёрную. Но Белянка предложила Чернушке дружить всем вместе, а так как чёрный цвет очень насыщенный и может все остальные цвета закрасить, решили чёрного добавлять в одежду гномиков по капельке и посмотреть, что получится.
И вы, ребята, попробуйте нанести на палитру красный цвет и добавьте в него капельку чёрного. Какой цвет получился?
Ответы детей: у нас получился тёмно-красный цвет.
Воспитатель: то же попробуйте с синим, зелёным и белыми цветами.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: какие цвета получились?
Ответы детей: у нас получились тёмно-синий; тёмно-зелёный; серый цвета.
Воспитатель: правильно. Так гномики узнали, что чёрный цвет даёт более тёмный оттенок, затемняет. С тех пор Белянка, гномики и Чернушка подружились.
Занятие 3. «День рождения гномиков».
Цели: познакомить детей с новым понятием – контраст как художественно-выразительное средство. Путём экспериментирования выявить с детьми, где ярче контрастные цвета. Рассмотреть контрасты серого на белом и чёрном.
Материал: цветные карточки на каждого ребёнка (оранжевый, зелёный, голубой, фиолетовый, красный, синий, жёлтый цвета). Карточки белого, чёрного, серого цветов разных размеров для каждого ребёнка. Для показа фигурки Белянки, Чернушки со съёмными плащами; фигурки гномиков и галстуки по цветам радуги; краски ( гуашь: чёрная и белая, кисти, полоски бумаги, палитра для каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель (показывает и рассказывает). Так и жили бы себе гномики дальше, не тужили, но решила Белянка на день рождения каждому гномику сшить галстучек, но не такого же цвета, как его одежда, а другого. Утром, когда гномики проснулись, Белянка подарила им галстуки, те обрадовались и сразу решили их примерить. Но, надев галстуки, гномики загрустили : на фиолетовом фоне плохо было видно синий галстук, на оранжевом – красный, на зелёном – голубой. Тогда Белянка решила примерить каждому гномику все галстуки по очереди, пока не найдёт подходящий. Так они и сделали. И мы с вами, ребята, давайте попробуем приложить цветные карточки попарно и посмотрим, какие цвета смотрятся друг с другом ярче, контраснее.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь поделитесь своими впечатлениями: какой цвет на красном фоне смотрится ярче?
Ответы детей: на красном фоне ярче смотрится синий цвет.
Воспитатель: да, на красном фоне ярче всех смотрится синий цвет.
Таким же образом проработать все цвета и в ходе эксперимента выяснить с детьми, где выразительнее контрасные цвета :
оранжевый + зелёный;
жёлтый + голубой;
зелёный + фиолетовый;
голубой + краснй;
синий + оранжевый;
фиолетовый + жёлтый.
Воспитатель: сегодня, ребята, вместе с гномиками путём подбора мы узнали, что есть контрастные цвета. Но не только из цветов радуги можно составить контрасные цвета, но из белого и чёрного. Сейчас вы в этом убедитесь. Нарядились гномики в свои наряды, надели галстуки, которые подарила белянка, накрыли стол праздничными кушаньями и отправились за белянкой и Чернушкой, пригласить на свой день рождения, а Белянка и Чернушка в это время примеряли свои наряды. Белянка – белое платье и белую накидку, Чернушка – чёрное платье и чёрную накидку. Гномики посмотрели на них и предложили им поменяться накидками
Воспитатель меняет накидки на фигурках Белянки и Чернушки.
Воспитатель: посмотрите, как они сразу преобразились. И вы, ребята, приложите к белому цвету чёрный и наоборот
Дети выполняют задание.
Воспитатель: так гномики узнали, что чёрный и белый цвета – тоже контрасные. Чёрный и белый цвета как дополняют дркг друга, так и оттеняют. Чтобы как-то ещё более разнообразить свою одежду, Чернушка и белянка опустили свои шарфики чёрного и белого цвета в волшебную реку. И вы, ребята, наберите на палитру белый цвет, капните туда немного чёрной краски.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: какой цвет у вас получился?
Ответы детей: у нас получился серый цвет.
Воспитатель: раскрасьте, пожалуйста, шарфики получившимся серым цветом.
Дети раскрашивают.
Воспитатель: нарядились Белянка и Чернушка вместе с гномиками, стали праздновать день рождения и своё примирение. Все были довольны, ведь им друг без друга просто никогда не обойтись.