Марина Артемкина
Занятия художественно-эстетического цикла «Петушок да курочка» по лепке и росписи дымковских игрушек в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия художественно-эстетического цикла по лепке и росписи дымковских игрушек в старшей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи
Воспитатель: Артемкина Марина Павловна апрель 2016г.
Занятие 1. Забавные птицы.
Лепка дымковской игрушки — петушка и курочки.
Публикация «Занятия художественно-эстетического цикла „Петушок да курочка“ по лепке и росписи дымковских игрушек в старшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
К моменту проведения этого занятия дети уже знакомы с дымковской игрушкой, основными приемами ее лепки. Воспитатель с детьми входит в «светелку». Их встречает Матрена (другой воспитатель) в русском сарафане, и фартуке, украшенном дымковским узором.
Матрена. Милости просим, гости дорогие в мою светелку!
Воспитатель. Посмотрите, в каком нарядном, красивом фартуке нас встречает хозяйка светелки Матрена. Из каких элементов состоит узор на ее фартуке? Дети отвечают.
Матрена. А я не одна здесь такая красивая. У меня есть вот такие игрушки : петух да курица! Как называются эти игрушки? В чем особенность дымковской игрушки? (они из красной глины лепятся). Почему они получили такое название – дымковские? Чтобы игрушки стали прочными и не ломались, их закаляли на углях в печи. Обжиг проводили в зимнее время года, когда топились печи, дым шел из труб в каждом доме – избе, поэтому деревню, где делали эти игрушки назвали – Дымково, а игрушки - дымковскими.
Деревенька-невидимка – до того она мала –
Утонула в сизой дымке, притаилась, залегла.
Избы, избочки, избушки. Тает Дымково в дымах.
В избах делают игрушки : куры, барыни в санях.
Ярки, красочны, нарядны, позолота, ободок.
И оборочка. отрадно: был бы – глины лишь комок!
Матрена. Рассмотрите моих дымковских птиц — петуха да курицу.
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку,
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».
Квохчет курица наседка:
- Червяка нашла я деткам!
К дому мчится во весь дух:
- Похвали меня, петух!
У петуха богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки.
Но курица и петух отличаются друг от друга по внешнему оформлению. Какие отличия вы заметили? Дети отвечают.
Матрена. Да, хвост у петуха богаче, на нем больше волнообразных перьев, а гребешок, как корона.
Давайте, ребята, слепим такую птичку. А с чего ее начинать лепить?
Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается головка с шеей и хвост, а потом прикрепляются гребешок и крылья.
Матрена. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю. Полученную пластину делю пополам, чтобы получилось два крыла. Затем к туловищу птицы прикрепляю крыло. Тщательно примазываю его. Потом прищипываю края крыла так, чтобы оно получилось волнообразным. А кто скажет, как лепить корону-гребешок?
Сначала надо слепить пластину, затем прилепить ее к голове петушка, соединить края и прищипнуть их.
Матрена. А для чего нужна вода, тряпочки? Чтобы сделать поверхность игрушки гладкой.
Матрена. Приступайте к работе.
Матрена и воспитатель проверяют, правильно ли дети используют приемы лепки. Помогают ребятам советом, ведут индивидуальную работу.
В конце занятия Матрена оценивает работу детей. Дети рассказывают о понравившихся им игрушках. Матрена предлагает детям просушить игрушки, для будущей росписи.
Занятие 2. Роспись вылепленных птиц по типу дымковской.
Сказочные птицы.
Матрешка. Утро доброе! Проходите в «светелку-рукодельницу»! Ваши птицы просохли, я их в печи обожгла. Сейчас мы с вами будем художниками. Сначала забелим птиц, используя меловую белую краску покроем формы игрушек, а затем будем украшать наших птиц так, чтобы они получились как настоящие дымковские.
Давайте обратим внимание на особенности дымковской росписи. Уточнение элементов росписи и их цветовое решение с использованием пособия. Чем вас привлекает дымковская игрушка? Дети отвечают.
Матрена задает детям вопросы:
• Из каких элементов может состоять дымковский орнамент? (линии прямые и волнистые, широкие и узкие, точки, кольца, круги, капельки, дуги)
• Какие цвета чаще всего используют художники (красный, зеленый, синий, желтый (золотой)
• Как правильно пользоваться красками?
Дети отвечают.
Матрена. Сначала надо одним цветом нарисовать крупные элементы кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первый слой краски высох. А теперь подумайте, какими узорами вы распишете свои игрушки и приступайте к работе.
Матрена рассматривает детские работы. Предлагает оформить выставку.
Матрена. Как только птицы попали на эти полки, они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят!
Воспитатель (говорит за петуха). Какой красивый у меня гребешок, как корона! Мой мастер очень хорошо трудился, красивые цвета подобрал.
Затем воспитатель говорит за курицу:
— А мой наряд еще лучше: здесь и кольца оранжевые, и горошины зеленые.
Матрена. Вот как разговорились птицы! Ребята, а что ваши птицы про себя могут рассказать? Дети говорят от имени своих игрушек.
Матрена. Вот так игрушки хвастаются друг перед другом яркими узорами своих нарядов.
Звучит русская народная мелодия. Дети рассматривают птиц.