Евгения Гасанова
Конспект занятия по экологии «Заповеди юных защитников природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие1 Экология. Заповеди юных защитников природы.
Тема: «Что такое экология?»
Цель: формирование начал экологической культуры.
Словарная работа: среда обитания, экология, эколог, экологическая безопасность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: иллюстрации природы, животных, растений; подборка иллюстраций и фото на тему «Берегите природу!», картинки для игры с растениями, птицами, животными, человеком, солнцем, водой, ветром.
Ход НОД:
1 часть – вводная.
«Утром солнце просыпалось,
Улыбалось из-за туч.
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретив луч…
Улыбнёмся солнцу, миру,
И травиночке любой,
Улыбнёмся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.
– Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что такое экология и почему она важна для людей. Кто знает, что такое экология? Вы когда-нибудь слышали такое слово? /выслушать ответы детей/
– Экология – это наука, изучает, как растения и животные живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Слово “экология” образовалось из двух греческих слов: «Экос» – значит, дом, а «Логос» – это наука. Экология – это наука о нашем общем доме. А дом этот- наша природа.
2 часть – основная.
Показ иллюстраций на тему ” Наша природа”.
– Вот наша природа во всей красе. Что вы видите, ребята?
– /Зеленые поля, леса, синее небо, горы, красивых животных и птиц, моря и реки, где много рыбы, счастливых людей. /
– А теперь, ребята, посмотрите на другие иллюстрации, что вы здесь увидели?
– Правильно, дымящие трубы заводов, грязные реки, поля и леса, которые превращаются в пустыню, города, где люди идут сквозь дым от работающих автомобилей, огромные горы мусора на свалках.
– К сожалению, все это результат неправильной жизни и деятельности людей. Для того, чтобы этого не случилось, человек должен знать, как нужно строить заводы, выпускать автомобили, как правильно избавляться от мусора, чтобы не губить природу. Всему этому учит экология. Изучают экологию для того, чтобы знать, как нужно охранять природу. И занимаются экологией экологи, есть такая профессия.
– Как думаете, чем занимаются экологи? / ответы детей/
– Правильно. Изучают состояние воды, воздуха, почвы, как влияют загрязнения окружающей природы на жизнь растений, животных, людей, пытаются сохранить нашу природу чистой. Они могут работать на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве, в лесах, на водоохранных предприятиях и даже в космической промышленности…
– Ребята, каким должен быть эколог? / умным, добрым, сильным, внимательным, инициативным, целеустремленным, уметь добиваться своего… /
– Вот какими качествами должен обладать эколог!
– Ребята, а кто из вас знает, что такое окружающая среда?
– Правильно, ребята, окружающая среда – это все, что окружает любой организм: это и другие организмы, вся живая природа, воздух, почва. А также человек. Все в природе взаимосвязано. Каждый организм живет в своей окружающей среде: медведь в лесу, рыба в воде, клюква на болоте – это их среда обитания.
А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад
Дидактическая игра “Береги природу”.
Предлагаю подобрать картинки с “жителями” леса, луга, водоема.
Из одной из экосистем убирается одна картинка, а дети рассказывают, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если не будет спрятанного объекта.
– Ребята, для того чтобы мы с вами и дальше жили среди нашей прекрасной природы, дышали чистым воздухом, пили чистую воду, нужно соблюдать экологическую безопасность.
– Кто знает, ребята, что такое экологическая безопасность? /ответы детей/
– Правильно. Экологическая безопасность —это умение защищать нашу природу от неправильной деятельности людей, природных катастроф. Это и “Красная книга”, которая рассказывает нам об исчезающих растениях и животных, и Законы, которые издает наше правительство. Но не все люди соблюдают их в погоне за заработком, не хотят тратить лишние деньги на очищающие фильтры, сливают использованную воду в реки и озера. От этого заражается рыба, а, съев ее, заболеваем мы, а то и вовсе погибает она в водоемах. Или же, выпускают неочищенный дым в воздух…
– Что происходит с живыми организмами? /ответы детей/
– Да, от грязного воздуха тоже можно заболеть и даже погибнуть.
– Давайте подумаем, ребята, а что мы можем сделать,чтобы не допустить загрязнения окружающей среды? /ответы детей/
– Правильно, выбрасывать мусор только в урны.
– Не жечь костры из листьев и мусора, потому что дым загрязняет воздух и плохо действует на человека и окружающую природу.
– Не ломать деревья.
– Подкармливать птиц зимой.
– Не загрязнять водоемы.
А ведь наша природа так прекрасна в разные времена года!
– Хочу вам рассказать сказку про Ухо. Жило- было Ухо. Пошло оно погулять. Шло Ухо, шло и попало на летнюю поляну.
– Что могло услышать Ухо? / стрекот кузнечиков, жужжание пчел, шелест травы. /
– А если бы Ухо было волшебным и могло понимать язык зверей и птиц, насекомых и растений?
– О чем могли разговаривать пчелки и бабочки?
– О чем шелестят травинки?
– О чем шепчет ветер?
– Что услышало бы Ухо, войди оно в лес?
– Чьи голоса?
– О чем могут разговаривать белочки, ежик, сороки, зайчик?
– О чем шелестят деревья?
– Смотрите, сколько интересного и прекрасного может услышать Ухо в природе!
Психогимнастика. – Давайте представим, вы- разные растения на полянке.
– Светит ласковое солнышко. Как ваши головки поворачиваются за солнышком?
– А теперь подул легкий ветерок. Как качаются ваши стебельки?
– Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с растениями? Покажите.
– Но вот тучи рассеиваются, показывается солнышко, стекают последние капельки с ваших листочков. Умытые и свежие стоят растения на полянке.
– Ребята, мы с вами живем в огромном городе Москве, где много заводов и фабрик, предприятий, где выпускают множество разных товаров, где используется много чистой воды, а использованная сливается в реки, заводские трубы дымят, загрязняя воздух. Вы, ребята, должны объяснять взрослым, что этого делать нельзя. В те места, куда можно дойти пешком, отправляйтесь без машины, просите родителей, ведь транспорт тоже загрязняет воздух, как вы знаете. Нельзя мыть машины в реке, сливать туда грязную воду. В черте города нельзя жечь мусор, тоже отравляет воздух. Все это вы можете соблюдать сами и приучать взрослых. А как бы было хорошо. если бы в один из выходных дней вы с родителями посадили цветы, деревца возле подъезда! Меньше бы было дыма в ваших квартирах, а в результате, вы бы меньше болели.
– Предлагаю вам поиграть в игру “Продолжай, не зевай!”
– Одно дерево срубил – … посади сорок.
– Взгляни на цветок… и он согреет твоё сердце.
– Не плюй в колодец, … пригодится водицы напиться.
– Возле леса жить- … голоду не видеть.
– Кто землю лелеет, … – того земля жалеет.
– Без хозяина земля – … круглая сирота.
– Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и… готовит себе горя кучи.
– Где много пташек, … там нет букашек.
– Сломать дерево – секунда, … вырастить – года.
– Лес и вода – … краса природы.
– Растение – … земли украшение.
– Молодцы, справились с заданием!
3 часть- заключительная.
– Ребята, вы – наше будущее, и если с детства вы научитесь беречь и любить родную природу, то наш родной край навсегда останется красивым и прекрасным!
– Давайте, ребята, везде, где живем,
Деревья посадим, сады разведем!
Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада посадит сейчас.