Елена Шуршина
Обучение грамоте в средней группе. Занятие «Звук [Г]. Твёрдые-мягкие согласные звуки» по предмету «Абвгдейка» (I год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Закрепить знания о гласных (долгих) и согласных (коротких) звуках, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуках.
• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» – «буква».
• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «слово».
• Отработать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове.
• Познакомить с новой буквой «Г».
• Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование и материалы:
Публикация «Обучение грамоте в средней группе, Занятие „Звук [Г], Твёрдые-мягкие согласные звуки“ по предмету „Абвгдейка“ (I год обучения)» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; иллюстрации с изображением гусенка, гороха, галстука, галош, гвоздя, буквы «Г»;
• «Звуковички»- кружки красного, синего, зеленого цвета;
• Перышко, камень;
• Колокольчик, лист бумаги;
• Доска, мел;
• Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет «От слова к звуку»;
• Простые и цветные карандаши, ластики.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с Вами. Надеюсь все пришли с хорошим настроением! Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их и все дружно и скажем: «Доброе утро!» И так мы начинаем наше занятие… Сегодня на занятии мы вспомним какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, чем звуки отличаются от слов, какими бывают слова, поупражняемся в делении слов на слоги, познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки живут в этой букве и поучимся ее писать.
II. Основная часть.
Дифференциация гласных (коротких) и согласных (долгих) звуков, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуков.
Педагог: А сейчас я попрошу Вас закрыть глазки. Не открывать пока не скажу и навострить свои ушки. Чур не подглядывать - только слушать!
Педагог звонит в колокольчик, шуршит бумагой, топает ногами, «мяукает».
А теперь можете открыть глазки. Ребята, что же Вы услышали?
Педагог: Молодцы! Вы все слышали какие-то звуки. Наверняка, когда Вы ехали в «Парус», тоже что-то слышали! Я, например, слышала как рычит собака: «р-р-р».
Педагог: Ребята, все в нашем мире звучит: и вода и снег и камень. Нас окружают самые различные звуки. Одни звуки мы можем пропеть и протянуть, и никакая преграда нам не мешает. Как же они называются? (ответы детей)
Педагог: Правильно! Это долгие звуки, мы их еще называем гласными звуками. Другие звуки мы пропеть и протянуть не можем, нам мешает преграда: губки. Зубки и язычок. Педагог: Как называются эти звуки?
Педагог: Правильно, это короткие звуки или согласные. Но согласные звуки тоже звучат по-разному, например: л-ль, с-сь. Какие же мы знаем согласные звуки? (ответы детей, педагог показывает перышко и камень)
Педагог: Молодцы! Согласные могут быть твердыми, как камень, и мягкими как перышко. А сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Я буду каждому из Вас называть звук, а Вы должны ответить какой это звук-гласный или согласный, согласный твердый или согласный мягкий.
(Фронтальный опрос)
Педагог: Замечательно! Все справились с заданием! А сейчас мы с вами немного отдохнем-сделаем зарядку.
Физкультминутка:
Белоснежка как проснулась
Сладко-сладко потянулась. (тянутся на носочках)
Раз - нагнулась, два - нагнулась, (наклоны в стороны)
И еще раз потянулась. (тянутся на носочках)
А потом бегом, бегом (бег на месте)
Побежала босиком!
Продолжаем наше занятие. Мы знаем, что звуки бывают гласными и согласными, согласные –твердыми и мягкими. Скажите, а звуки мы можем видеть?
Педагог: Правильно, мы их только слышим и произносим. Но мы то с вами волшебники и можем заколдовывать звуки. В какую фигуру мы заколдовываем звуки?
Педагог: Правильно, в кружок.
На доску педагог вывешивает «звуковичков».
Если звук гласный, кружком какого цвета обозначим звук?
Педагог: А если звук твердый согласный?
Педагог: А если мягкий согласный?
Педагог: Ну, а сейчас мы поиграем в игру «Сигнальщики».
Педагог раздает каждому ребенку символы звуков - круги красного, синего и зеленого цвета)
Педагог: Я буду называть вам звук, а Вы будите мне показывать кружок: если звук гласный- Вы поднимаете кружок красного цвета, если звук согласный твердый- кружок.
Педагог: А если я назову мягкий согласный, Вы должны поднять кружок зеленого цвета.
По ходу игры педагог задает вопрос: «Почему подняли …кружок?», дети должны обосновать свой выбор: «Потому что звук, а звуки…. мы обозначаем кружком …. цвета). Замечательно, все справились!
Дифференциация понятий «звук» - «слово»
Педагог: Ребята, а звуки что-нибудь обозначают?
Педагог: Нет! Но звуки дружат друг с другом и складываются в слова. Послушайте внимательно: малинка. Что я Вам сейчас произнесла: звук, слово?
Педагог: Правильно, это слово, которое обозначает ягоду, и мы можем ее потрогать, понюхать, покушать, сорвать. Слова мы слышим и произносим и обозначают они какие-либо предметы, явления, действия.
Отработка навыка слогоделения.
Педагог: Слова, как и звуки тоже не похожи друг на друга! Послушайте: малинка – нос. Слова могут быть короткими – нос (педагог прохлопывает слово по слогам) и длинными –малинка (педагог прохлопывает слово по слогам).
Педагог: Ребята, какие же слова мы называем короткими, а какие длинными?
Педагог: Правильно! Слова в которых спрятался 1 слог – это короткие слова, а если в слове 2,3 и более слогов – это длинные слова. Чтобы определить длинное или короткое слово мы можем его прохлопать, протопать, прошагать. Вот и сейчас мы потренируемся с Вами в делении слов на слоги. Напомните мне, пожалуйста, в какую фигуру мы заколдовываем с Вами слово?
Педагог: Правильно, в прямоугольник. А сейчас достанем из папок тетрадку «От слова к звуку» и откроем на странице 48 и найдем задание под цифрой 1 в красном квадратике, поставим на цифру один пальчик. Все нашли? (Педагог убеждается в правильном выборе детей, проходит и проверяет).
Педагог: Художник нарисовал нам картинки, ну а что Вы должны отгадать.
•Красные лапки
Щиплют за пятки
(гусь)
Педагог выставляет картинку гуся.
Педагог: «Гусь» – длинное или короткое слово? Давайте все вместе прохлопаем его.
Короткое, в нашем слове 1 слог. А теперь давайте наше слово «гусь» запишем. В какую фигуру мы заколдуем слово «гусь»? (ответы детей)
Педагог: В прямоугольник.
Педагог под картинкой рисует прямоугольник.
Педагог: Будем делить его на части? Почему?
Педагог: Молодцы! А теперь следующая загадка:
•Голова на ножке,
в голове горошки.
(горох)
Педагог выставляет картинку гороха.
«Горох» – длинное или короткое слово? Давайте все вместе прохлопаем его.
Длинное, в нашем слове 2 слога. А теперь давайте наше слово «горох» запишем. В какую фигуру мы заколдуем слово «горох»? (ответы детей)
Педагог: В прямоугольник.
Педагог под картинкой рисует прямоугольник.
Педагог: Будем делить его на части? Почему?
Педагог: Замечательно! Мы с вами нашли длинное и короткое слово. Назовите еще раз длинное слово, короткое слово.
Педагог: Слова «гусь» и «горох» разные: одно длинное, другое короткое. Но мне кажется, что в них что-то есть общего, они начинаются на один и тоже звук. Какой звук Вы слышите в начале слов «гусь», «горох»?
Педагог: Ну, о звуке «Г» мы поговорим после переменки.
Переменка.
Знакомство с буквой «Г».
Педагог: Ребята, а сейчас мне бы хотелось Вам рассказать одну историю про одного гусенка, которого звали Гена.
Педагог рассказывает сказку Г. Юдина «Генерал Гена»
Педагог: Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.
Вот такая история.
Педагог задает вопросы по тексту.
Педагог: Кем же мечтал стать гусенок?
Педагог: Генералом.
Педагог: Что же он надел на себя?
Педагог: Галстук, галоши. А что взял вместо сабли?
Педагог: Гвоздь. Какой же звук Вы слышите в словах «галстук», «галоши», «гвоздь»,«гусенок»?
Педагог: Звук «Г». Какой это звук?
Педагог: Кружочком какого цвета будем обозначать?
Педагог: Какой же звук Вы слышите в словах «Гена», «генерал»?
Педагог: Звук «ГЬ». Какой это звук?
Педагог: Кружочком какого цвета будем обозначать?
Педагог: Звуки «Г», «ГЬ» мы не видим, мы их только слышим и произносим, а где же прячутся эти звуки? (ответы детей)
Педагог: Правильно, они прячутся в букве «Гэ». Букву «Г» мы можем увидеть и написать.
Педагог выставляет изображение буквы «Г».
•И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
А сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть!
Физминутка:
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (прыгают на носочках)
Ножками топают, (шагают на месте)
Ручками хлопают, (хлопают в ладоши)
Головками кивают, (кивают головой)
И тихо приседают. (приседают)
Присаживайтесь за столы. Ребята, мы с Вами выяснили, что буква «Г» похожа на кочергу, а на что еще она похожа?
Педагог: Буква «Г» похожа на шлагбаум, давайте попробуем построить эту букву с помощью цветных карандашей. Нам потребуется 2 карандаша. (самостоятельная работа детей на местах)
Педагог: Молодцы! А сейчас давайте посмотрим, в каких же словах спряталась буква «Г».
Дети называют слова с плаката с изображением буквы.
Педагог: А я тоже знаю слова с этой буквой. Давайте сейчас откроем тетрадку «От слова к звуку» на странице 48 и найдем задание под цифрой 2 в красном квадратике. Я загадаю вам загадки, а Вы должны будите найти отгадки со звуком «Г» или «ГЬ» и обвести их. Итак…
Педагог загадывает загадки.
•Я под мышкой посижу
И что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Градусник)
Педагог: Какой звук слышите в начале слова?
Педагог: Какой это звук?
Педагог: Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
Педагог: Возьмем синий карандаш и обведем градусник в кружок.
Аналогичная работа ведется с другими словами.
•Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница)
• Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)
Педагог: А сейчас еще раз назовем, что мы обвели в кружок?
Педагог: Что не стали обводить?
Педагог: Почему?
Педагог: Молодцы! Наши пальчики трудились и сейчас должны немного отдохнуть. Карандаши уберем в пеналы и приготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мы рисуем бегемота, (сжимают в кулак пальчики и разжимают)
Кто желает поработать?
Каждый пальчик рвется в бой (загибают каждый пальчик)
И кивает головой!
Работа в тетради.
Педагог: Сегодня мы поучимся писать букву «Г» в тетрадках в клеточку. Вначале посмотрите, я на доске покажу как она пишется Доставайте и открывайте свои тетрадки в клеточку, из пенала достанем простой карандаш.
Педагог проходит и прописывает всем детям образец написания буквы в тетрадках. Дети самостоятельно прописывают по одной строчке букву «Г».
Педагог: Молодцы! Мы выполнили с Вами задание и теперь можем убрать тетрадки в папки, а карандаши в пеналы.
Педагог: Молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!
III. Заключение
Педагог: Мы сегодня с вами вспомнили гласные и согласные звуки, познакомились с новой буквой «ГЭ», знаем какие в ней прячутся звуки, узнали много слов с этой буквой, научились ее писать. Наше занятие подошло к концу. До свидания!