Анжела Фролова
Занятие «Знакомство с дикими животными леса. Словоизменение»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с дикими животными леса. Словоизменение
Образовательная область: речевая.
Вид деятельности: непосредственно – образовательный.
Возрастная группа: старшая.
Тема: Знакомство с дикими животными леса. Словоизменение.
Цели:
Коррекционно – образовательные:
-формировать номинативную лексику по теме «Дикие животные».
Публикация «Занятие „Знакомство с дикими животными леса, Словоизменение“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно- развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- пополнить словарный запас детей по теме «Дикие животные»;
- развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
- закреплять употребление в речи уменьшительно – ласкательную форму имён существительных, согласование существительных с числительными;
- закрепить умение правильно употреблять предлоги «за», «из-за», «под», «из- под», выделять первый звук в словах аист, умница, ивушка, окна, эхо, азбука, Ира, Эдик, Оля, уши.
Коррекционно- воспитательная:
- прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь.
Предварительная работа: чтение рассказов: «Топотыжка» Г. Балдина, «Волк и Белка», «Ёж спасатель» В. Бианки, «Лиса Патрикеевна». К. Ушинского, постановка игры- драматизации «Белка и Енот» Э. Шим из цикла «Лесные разговоры».
Материал и оборудование: большая картина с дикими животными леса, у каждого ребенка на столе фигурка животного, предметные картинки животных от 1 до 5, диск с композициями П. И. Чайковского «Времена года», прищепки, мячи – ёжики, «колючие пластины».
Ход деятельности:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие общей моторики «Ёжик»
По сухой лесной дорожке:
-Топ-топ-топ- топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик. Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях, делают частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки. «Собирают ягодки»- кончики пальцев соединяются «срывают ягодки».
2. Развитие мелкой моторики.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу. Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло уютно в нём.
Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.
3. Массаж лица с мячом- ёжиком.
1,2,3 скажу 4,5 и 6 и 7, не забудь массаж такой надо делать всем. (В области бороды, правой щеки, левой и лба – развивается красивая речь, память, внимание, ум).
4. Упражнение с мячом ёжиком.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну,
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук. (Движения в соответствии с текстом)
5. Упражнение с прищепками.
Кусается сильно котенок глупыш,
Он думает это не пальцы, а мышь.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться скажу тебе кыш-кыш-кыш.
(На каждое слово прикреплять прищепку на подушечку пальца, сначала левой руки, а затем правой)
6. Артикуляционная гимнастика:
«Слоник» - губки трубочкой;
«Лягушка» - улыбка;
«Месим тесто», «Лечим сердечко».
7. Игра «Определи, с какого звука начинаются слова»
аист, умница, ивушка, окна, эхо, азбука, Ира, Эдик, уши»
I. Вводная часть.
Логопед. Дети, сегодня мы с вами отправляемся в лес и познакомимся с дикими животными леса. Присаживайтесь в машину, поехали.
Логопед. Саша, ты за кем сидишь?
Дети. За Леной?
Логопед. А ты Серёжа? А перед кем сидит Лена?
Дети. Я сижу перед Сашей. Я выглядываю из-за Насти. Я сижу за Мишей и т. д.
II. Основная часть.
Логопед. Вот мы и приехали. Садитесь на свои места за столами. Рассмотрим картину «Дикие животные леса».
Дети, я вам буду описывать животное, а вы догадайтесь, о ком идет речь.
Дидактическая игра «Какое животное спряталось?»
Логопед. А теперь посмотрите на доску, запомните всех животных. Поиграем в игру «Какое животное спряталось?» (Дети закрывают глаза, а логопед убирает одно животное, дети открывают глаза и определяют, какое животное «спряталось»).
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед. А сейчас, выйдем на опушку леса (на ковёр, образуем круг, поиграем с мячом в игру «Назови ласково». Я бросаю мяч Арине, называю животное, например – «белка», а Арина возвращает мне мяч и говорит ласково «белочка», так со всеми вами закрепим умение называть животных ласково : лисичка, волчонок, медвежонок, ежонок, лосёнок, оленёнок, барсучонок.
Дидактическая игра «Спрячь свое животное».
Логопед. А теперь присаживайтесь на свои места и поиграем в игру «Спрячь своё животное».
- Дети, спрятали животное под стол. (Дети спрятали).
- Где ваше животное?
Дети. Под столом.
Логопед. Вынули животное, откуда вы достали его?
Дети. Из-под стола.
Логопед. Спрятали животное за спину. Где ваше животное?
Дети. За спиной.
Логопед. Вынули животное откуда?
Дети. Из-за спины.
Логопед. А теперь ваши животные спрятались в лесу. (дети относят животных на полочку на «поляну»).
Логопед. Где теперь ваши животные?
Дети. В лесу.
Физкультминутка «Охота с фоторужьём в лесу».
Логопед включает музыку Петра Чайковского «Охота. сентябрь». Дети выполняют непроизвольные движения под музыку: бегут, смотрят в бинокль, идут на носочках, меняют направление в обратную сторону, «замирают», «фотографируют» животных и возвращаются на свои места.
Дидактическая игра «Один - много».
Логопед. К нам пришел Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Один - много». Незнайка подходит поочерёдно к каждому ребёнку, называет одно животное, а ребёнок ему говорит, а у меня пять… Например:
Незнайка: У меня одна рысь. Ребенок: А у меня 5 рысей.
У меня один заяц. А у меня 5 зайцев.
У меня одна лиса. А у меня 5 лис.
У меня один медведь. А у меня 5 медведей.
У меня один олень. А у меня 5 оленей.
У меня один лось. А у меня 5 лосей.
У меня один барсук. А у меня 5 барсуков.
У меня одна белочка. А у меня 5 белочек.
У меня один ёж. А у меня 5 ежей.
У меня один волк. А у меня 5 волков.
III. Заключительная часть.
Логопед. Молодцы, дети справились с заданием. Помогли Незнайке, а теперь скажите ему, с кем мы сегодня познакомились? Про кого мы сегодня говорили всё занятие?
Дети. Мы сегодня познакомились с дикими животными леса.
Логопед. А почему их называют дикими?
Дети. Потому, что они живут в лесу, сами себе добывают корм. Они боятся людей. Они могут быть опасны для человека, если голодны.
Логопед. А о ком вы вчера узнали из рассказа «Ёж - спасатель» В. Бианки?
Ребенок. Мы узнали из рассказа, как ёж спас девочку Машу от гадюки.
Логопед: Дети, а что вы узнали из рассказа «Волк и белка». Почему белки так веселы?
Ребенок: Белки веселы, потому что они добры и никому зла не делают.
Логопед: А почему волку скучно?
Ребенок: А волку скучно, потому что он злой, ему злость сердце жжёт.
Логопед: Как мы должны относится к лесным животным?
Ребенок: Я люблю зайчика и белочку и всех, всех хочу их оберегать?
Ребенок: А я хочу ёжику молочка наливать в блюдечко, чтобы он приходил ко мне из леса.
Ребенок: А я для белочки принесу много орешков и семечек.
Логопед: Да, дети, вы правы, животные наши друзья. Наша задача оберегать их, по возможности помогать им. Как это делали Гусенич и мальчик Саша из рассказа «Топотышка» Г. Балдина, а почему рассказ называется «Топотышка»?
Ребенок: Потому, что ёжик топает ножками быстро по песчаной дорожке, он такой хороший, добрый.
Логопед: Хорошо дети, что вы любите животных. Вы вырастите и будете оберегать обитателей леса нашей великой Родины - России. Что сказал дедушка о Родине Саше? Кто запомнил его слова?
Ребенок: Родина, Сашок, дороже всего. Кто от неё отвернется, заблудится и пропадёт.