Светлана Саенко
Занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
- Расширение кругозора, познавательной деятельности через экспериментирование с водой;
- Развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности);
- Формирование элементарных представлений о процессе фильтрации.
- Воспитание самостоятельности, коллективизма, коммуникативности;
- Воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.
Публикация «Занятие по экспериментированию в старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Развитие внимания, памяти, речи (активизация словаря за счёт новых понятий – фильтрация, активированный уголь, вещество, бесцветная жидкость, прозрачная);
- Умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту);
Материалы и оборудование: волшебный мешочек, в котором находится бутылка с водой; письмо; песенка для динамической паузы «А у жирафов…»; стаканчики с водой, ложки, салфетки и тряпочки, подносы или поддоны (на каждый стол, концентри-рованные растворы сахара, соли, лимона; камушки, речной песок, почва; молоко; ватные диски, таблетки угля активированного, воронка, большой стакан; магнит, металлические предметы; округлый сосуд; карточки для практической работы (на каждый стол);
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); беседы о воде, ее роли в жизни человека и животных; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие умения общаться с партнёром и взрослым; развитие самостоятельности, самоконтроля в ходе экспериментирования.
Методы и приемы: Организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; динамическая пауза.
Ход занятия:
1. Вхождение в игровую ситуацию.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. У меня замечательное, радостное настроение, которым я с удовольствием поделюсь с вами! Давайте с вами улыбнёмся друг другу? Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Посмотрите на того, кто находится справа от вас, и улыбнитесь ему! Посмотрите налево и улыбнитесь тому, кто стоит слева! Хорошо!
- Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) Сегодня мы вместе с вами займёмся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- подходить к другим столам-лабораториям
- трогать оборудование, приборы и материалы без разрешения воспитателя.
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое- то открытие!
- Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Вы видите 4 стола, это мини-лаборатории, в которых будете работать вы – юные учёные. Теперь мы готовы совершать свои научные открытия!
Сюрпризный момент.
- Я принесла волшебный мешочек, в котором находится какой-то предмет. Чтобы узнать, что же в мешочке находится, надо сыграть в игру, которая называется «Да - нет». Правила игры такие: вы будете задавать мне вопросы, а я буду на них отвечать. Попробуйте отгадать что в мешочке.
Дети задают вопросы: …
- Чтобы вам немного помочь, я загадаю загадки. Слушайте внимательно!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
В море я всегда соленая,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без …
(Воды)
- Ребята, вот вы и догадались, что же находится в мешочке (достаю бутылку с водой). Ребята, а для чего нам нужна вода? ( Ответы детей: чтобы пить, чтобы готовить еду, чтобы не заболеть).
2. Основная часть
- Ребята, а какая вода? Кто может назвать свойства воды? ( Ответы детей: мокрая, жидкая). Вы совершенно правы! Но на этом свойства воды не заканчиваются. А об этом мы узнаем немного позже.
- Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый из вас по очереди назовёт, где дома применяют воду (или сам ребенок, или родители). ( Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем машинки и игрушки, стираем).
- Подведя небольшой итог, я прочту вам стихотворение:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане. И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
- Предлагаю теперь вам заняться исследованием воды. Согласны?
- Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. (Дети рассаживаются по два – три человека за один стол).
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.).
Опыт № 1 «Вода – это жидкость, не имеющая формы»
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, перелить в сосуд другой формы. Воду можно помешать ложкой.
- Какой у нас получается вывод? (При затруднении детей, помогаю с формулированием вывода)
Вывод: вода – это жидкость, принимает форму того сосуда, который заполняет.
Опыт№2 «Вода не имеет вкуса» : на столе поддон со стаканами, ложка, концентрированные растворы сахара, соли, лимона, просто вода (на каждом столе по одному раствору).
- Скажите, пожалуйста, какая вода на вкус? (Ответы детей). Предлагаю вам попробовать воду в стакане, какой у нее вкус? А теперь вылейте раствор из цветной бутылочки в стакан с водой и хорошо размешайте. Теперь снова попробуйте воду в стакане, какой у нее вкус? (Ответы детей с каждого стола).
- Сахар сделал воду какой? (Сладкой)
- Соль – соленой;
- Лимон – кислой;
- Какой вывод можно сделать? Давайте сформулируем.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная, может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №3. «Вода прозрачная» (на столе поддон с игрушками из киндер—сюрприза, стаканы с водой и молоком, ложки).
Дети: мы сначала в стакан с водой положили игрушки, они потонули. Их видно. А в молоке их не видно, они потонули совсем.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в стакане с молоком игрушки не видны, а в стакане с водой – видны? Давайте сформулируем вывод.
Вывод: Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и будем все движения повторять за мной.
Динамическая пауза: «А у жирафов…»
1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
3. У тигряток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У тигряток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу - рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на адрес нашего детского сада пришло письмо:
«Дорогие ребята, у нас в Африке беда – большой водоём загрязнён, теперь воду невозможно пить. Это неуклюжие бегемоты постарались. Не могли бы вы нам посоветовать, как очистить нашу воду? Без воды нам нет жизни! Помогите нам, пожалуйста!» Звери Африки (крокодил, лев, мартышка и др.)
- Ребята, поможем зверям очистить воду? Какие у вас есть предположения, как можно это сделать? ( Гипотезы детей: может надо вылить грязную, подождать, пока пойдут дожди; если не купаться – грязь останется на дне и можно потихоньку попить; попросить помощи у человека). Хорошо!
- Молодцы! А сейчас я попрошу вас подойти ко мне. Посмотрите, на поддоне у меня находятся материалы, назовите, какие. ( Ответы детей: стакан с водой, бутылка, воронка, вата, таблетка чёрная).
- Вы очень наблюдательные, ребята! Правильно! А эта чёрная таблетка называется активированный уголь. Приступаем к очистке воды.
- Ребята, давайте вспомним почему нельзя пить воду? (Ответы детей). Правильно, потому, что она грязная. Существуют разные способы очистки воды. Я познакомлю вас с одним из них.
Опыт № 4 «Фильтрование воды» (показ воспитателя)
Для этого возьмем: воронку, активированный уголь и раскрошим его с помощью ложки в порошок, вату, бутылку. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Теперь через этот фильтр нальём грязную воду (в стакане смешать землю и воду).
- Какой вывод можно сделать после этого опыта?
Вывод: После фильтрования вода очистилась, стала более светлой.
- Ребята, вода стала более светлой, но пить её людям нельзя – в ней остались ещё микробы. Поэтому всё-таки фильтрованную воду лучше ещё и прокипятить.
Мы проделали фильтрацию воды в мини-лаборатории. А как же нам помочь животным из Африки? ( Ответы детей: провести большую трубу, поставить фильтр, в другую яму перелить воду.)
- Молодцы, мы обязательно напишем письмо и научим зверей фильтровать воду.
- Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы узнали?
- А сейчас я вам покажу фокусы с водой.
Фокус1:
В стакан с водой опускаем кнопки. Как можно достать кнопки не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
Фокус 2:
Стакан с водой накрыть квадратом из картона (чтобы закрывал верхнюю часть стакана). Крепко прижать картон к стакану, перевернуть вверх дном, подержать 3 секунды. Произнести волшебные слова: раз, два, три, вода картон крепко держи! Отпустить картон (вода смочила картон и вакуумом держит квадрат из картона, вода не льётся из стакана). Опыт следует проводить над тазиком или другой ёмкостью.
Рефлексия и релаксация.
- А теперь давайте представим, что мы на красивой полянке, закроем глаза и послушаем звуки воды (запись водопада, журчание ручья, шум моря).
Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу.