Наталья Мироненко
Занятие-экскурсия «В гостях у И. И. Шишкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-экскурсия
Цель: Формирование у детей целостных образов русской природы посредством знакомства с творчеством «лесного богатыря-художника» И. И. Шишкина.
Материал: Репродукции картин: И. Н. Крамской «Портрет И. И. Шишкина», И. И. Шишкин «Туманное утро», «Утро в сосновом лесу», «Утро в лесу», «Березовая роща», «Дубовая роща».
Словарь: Лесной пейзаж, цветовой контраст, этюд, пленэр.
Публикация «Занятие-экскурсия „В гостях у И, И, Шишкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шишкин И.И., художник
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Материал и оборудование. Музыкальный центр, стойки для картин, столики для дидактической игры «Собери картинку», художественная кисть, краски.
Мотивационная ситуация. Сюрпризный момент – «Коробка открытий», в коробке – художественная кисть и краски.
Ход занятия – экскурсии.
Помещение делится на галерейную зону репродукциям картин (картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и «Утро в лесу» закрыты тканью) с посадочными местами для детей и игровую зону, в которой в центре ковра находится «коробка открытий»
Педагог приглашает ребят в игровую зону и рассаживает их на ковре вокруг «Коробки открытий». Предлагается одну из детей: открой пожалуйста коробку, и достань все предметы, называя их. – Как вы думаете, человеку, какой профессии принадлежат эти предметы? (отв. Детей) Ребята давайте пройдем в галерейную зону, во время перехода кладу в коробку два комплекта разрезных репродукций с изображением картин «Утро в сосновом лесу» и «Утро в лесу».
Дети садятся на стулья, предлагается рассмотреть портрет кисти Ивана Николаевича Крамского. Ребята, как вы думаете может ли изображенный на картине человек быть художником? (отв. Детей)
Сам Иван Николаевич Крамской известный художник, работающий в жанре портрета. За всю жизнь запечатлел много известных людей, в их числе и Иван Шишкин.
Признавая его талант и мастерство, Крамской написал Шишкина в полный рост, готового отправиться на пленэр (свежий воздух) писать этюды. Перед вами предстает сорокалетний мастер живописи: высокие сапоги, дорожное пальто и шляпа с широкими полями для длительных прогулок, большой зонт с длинным наконечником и этюдник с художественными принадлежностями для работы с натуры.
Выбор места, с которого художник будет делать набросок,- важный момент, поэтому на портрете Шишкин изображён стоящим и внимательно осматривающим лесные дали; его сосредоточенный взгляд медленно скользит по горизонту, подмечая интересные виды. Отправиться ли дальше художник или останется на этом месте, среди редкой, высокой травы на Фоне могучего леса, неизвестно, известно лишь, то, что подобных прогулок Шишкин совершал много. Свидетельство тому - его картины.
Ребята, я предлагаю вам прогуляться в гости к живописцу и увидеть лесные просторы его глазами.
Прогулка начинается ранним утром. На произведении «Туманное утро» изображено пробуждение природы с первыми лучами солнца. На полотне мы видим полноводную реку, на берегах которой растет лес. Вдалеке лес укутан туманом, но здесь, поблизости, туман едва угадывается. Он здесь уже побывал, а теперь, покидая этот берег, уходит вдаль. Ведь скоро поднимется солнышко, а туману очень неприятно подобное соседство. Все окутано утренней тишиной. Природа на картине кажется живой: течет река, отползает туман, проплывают облака. Художник приглашает нас зайти в картину, ступив на тропинку, ведущую к реке. А река приведет нас к лесу.
Ребята давайте войдем в воображаемые обстоятельства и отправимся по реке на лодке в лес.
Чтение стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Здравствуй, лес!»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
На картине «Утро в сосновом лесу» зрителя встречает медвежья семья. На фоне лесной чащи, исчезающего тумана и восходящего солнца художник изобразил медведицу и трех медвежат. Облюбовав упавшую сосну, словно спортивный снаряд, они тренируются в равновесии и ловкости. Медвежата уже научились забираться по дереву на не большую высоту; со временем при помощи мамы они научатся всему, что пригодится им для самостоятельной жизни в лесу.
Шишкин, показывая только одно утро, смог поведать целую историю из жизни леса. Используя композиционный прием срезанных макушек деревьев, художник указывает на их мощь и вековой возраст. Помещая на передний план поваленную сосну с поросшими мхом корнями и сломанной верхушкой, он рассказывает о сильном ветре, когда-то бушевавшем в этом лесу. И, как оказалось, её падение не напрасно: теперь дерево стало любимым местом для семьи медведей, с которого открывается великолепный вид на сосновый лес.
В завершение просмотра трех картин педагог предлагает ребятам перейти в игровую зону и заглянуть в «Коробку открытий». Дети вынимают разрезные детали, делятся на две группы и по команде на столах складывают изображения.
Ребята, как называются эти произведения? (отв. Детей «Утро в сосновом лесу» дети вспоминают быстро)
Ребята давайте перейдем в галерейную зону, дети рассматривают картину Ивана Шишкина «Утро в лесу».
Ребята подумайте, о том какое название этой картине дал автор (отв. Детей) «Утро в лесу» Полотно очень красочное. Оно просто светится солнечной летней теплотой. Практически все пространство картины занимают изображения травы и деревьев. На переднем плане мы видим лужайку, чуть пожелтевшую от летнего зноя, покрытые мхом камни и пни, оставшиеся от спиленных деревьев, ветки от которых остались лежать здесь на траве.
По обеим сторонам изображены деревья (какие). Они как бы обрамляют картину. Их стволы устремлены вверх, а кроны теряются за пределами полотна. Задний фон тоже представляет собой сплошную зеленую стену из деревьев и кустарников. Сквозь ветки деревьев виднеются кусочки бледно-голубого неба. Через лужайку протоптана тропинка, по которой навстречу нам неспешно бредут коровы, козы, пощипывающие на ходу травку, и молодая женщина с маленьким ребенком на руках, приглядывающая за своей живностью, идущей через лес из деревни на пастбище. Фигурки животных и женщины кажутся удивительно маленькими и беззащитными в этом зеленом лесном царстве. (Можно предложить детям услышать картину). На этой картине, справа, мы могли полюбоваться одной большой старой березой, нижние ветки которой, устав расти вверх, опустились к земле. А на следующей картине мы окажемся в окружении черно-белых стройных красавиц - в березовой роще.
«Березовая роща» (вместо «Мухоморов»). Глядя на эту картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей. Воздух наполнен ароматами трав и деревьев. Все пронизано множеством звуков, издаваемых птицами, насекомыми и лесными животными, что притаились от нас неподалёку. Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает особенный свет. Шишкин, будучи патриотом, не зря выбрал героиней своей картины березу, ведь именно она считается национальным символом России с древних времен. Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется шелковистой, сквозь нее проглядывают маленькие беленькие цветочки, березовая кора как настоящая, и каждый березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи ( можете спросить у детей: легко ли рисовать березу? в чем сложность). Шишкин писал пейзажи так естественно, что трудно даже назвать их картинами (словно фотографии). Скорее подойдет название – отражение действительности. Следующая картина – яркое тому доказательство.
«Дубовая роща».
Не смотря на то что цветы изображены на переднем плане картины, нельзя рассмотреть каждый лепесток, и как ни старайся, все равно видны лишь группы белых точек на тонких стебельках. Таким образом, автор, не упуская детали, определяет главное в картине. Безусловно, это могучие дубы. Огромные стволы, мощные ветви и пышная крона указывают на величие этого дерева. Им и одним можно восхищаться, а здесь- целая роща. Освещенная солнцем, она предстает во всем своем великолепии, давая возможность рассмотреть каждое дерево в отдельности. Ребята обратите внимание на водоем в правой части полотна. Его не сразу заметишь- в отличии от большого камня. Уютно расположился он на берегу тихой заводи и от времени успел порасти мхом.
Эта картина, как и все предыдущие работы кисти великого мастера, вызывает чувство восхищения родной природой и учит замечать красивое в окружающем мире.
Итог. Ребята давайте посмотрим все картины еще раз.
– Как зовут художника, в гостях у которого мы побывали? (отв. Детей)
- Что о нем можете рассказать?
–Кто из вас бы хотел стать художником-пейзажистом?