Светлана Шогляева
Занятие «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни.
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, продолжать знакомить со свойствами воды.
Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Упражнять в образовании однокоренных слов; формировать умение
составлять рассказ по моделям; продолжать работу с художественным словом.
Публикация «Занятие „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд», «Музыка»
Словарная работа: наводнение, паводок, половодье, водопровод, водоворот, выталкиваемая, несжимаема.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, беседы о воде, рассматривание иллюстраций, экспериментальная работа (опыты с водой, рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде, труд в природе
Оборудование: модели свойств воды, клеенка на стол, 3 банки, 3 сырых яйца, соль, веточки, тушь, шприцы, стаканчики, сосуды разной формы, листы бумаги, фломастеры синего цвета, тарелочки, фартуки, магнитофон, аудиозапись «Звуки воды»
Ход занятия:
В: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук.
Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды - жить нельзя нам без… (воды)
Итак, мы поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое.
В: Вода - источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Это слово мы часто используем в своей речи.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть -
Они об одном говорят.
Подберите такие слова (родственные) к слову «вода»
Дети: водичка, водяной, водолей, водный, водопад, водолаз
- стихийное бедствие. (наводнение.)
- весной река разливается. (половодье, паводок.)
- есть еще сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода» : вода поворачивается - водо. .ворот,
- вода проведена - водо. .провод,
- воду возит - водо. .воз.
- Как вы думаете, кому нужна вода? (человеку, растениям, рыбам, животным)
- Как человек использует воду? (пьет, умывается, убирает дом, готовит обед, моет посуду, поливает)
- Где еще в природе встречается вода? (снег, роса, лужа, моря, океаны и т. д.)
- Где еще находится вода? (в воздухе, в почве, растениях, животных, в людях)
В: Океаны, моря, озера, реки, пруды, роднички – это водоемы. Каждого из нас можно сравнить (ассоциировать) с одним из этих водоемов. А кем ощущаете себя вы?
Дети: Я думаю, что я похож на …
В: А какие водоёмы есть у нас в Калмыкии?
Дети: Каспийское море, озеро Ханата, озеро Маныч, озеро Царын, река Кума, река Волга, река Яшкуль, Колонский пруд, речка Элистинка и др.
В: Ребята, а ведь речка Элистинка уже не течет по нашему городу, а то, что осталось от неё уже нельзя назвать речкой. А почему исчезла Элистинка?
Дети: Она высохла, люди бросали в неё мусор и т. д.
В: Значит, что нужно делать для того, чтобы сберечь наши водоёмы.
Дети: Надо беречь воду, не надо бросать мусор, строить дома возле водоемов, не мыть машины и т. д.
В: Молодцы, дети! Как много вызнаете о воде. Но, что же такое вода и какими свойствами она обладает, мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Но, вначале немного отдохнем.
Физминутка «Рождение ручейка»
Из недр земли забил родничок. Побежали веселые ручейки, текут ручейки и образуют речку, Маленькие речки попадают в одну большую реку, а река - в море. В море дуют ветры, появляются волны. Ветер утихает, море спокойное, пригревает солнышко и капельки воды испаряются.
Давайте вспомним правила поведения во время работы: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой, стекло может разбиться и им
легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта.
Прежде чем приступить к исследованиям приготовим наши пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика «Усн»
Усн дуслна: кап, кап, кап…
аран уанав иигд, иигд, иигд
Усн дуслна: кап, кап, кап…
Клн уанав иигд, иигд, иигд
Усн дуслна: кап, кап, кап…
Чир уанав иигд, иигд, иигд
Опыты:
І. Пресная и солёная вода.
На столе стоят 3 банки: 2 пол-литровые и одна литровая. Одну банку наполняем чистой водой и опускаем в неё сырое яйцо, оно тонет. Во вторую банку наливаем крепкий раствор поваренной соли и опускаем второе яйцо – оно плавает. Затем положить на дно литровой банки третье яйцо и постепенно подливать по очереди из обеих маленьких банок, яйцо будет не всплывать, ни тонуть.
Вывод: Солёная вода тяжелее, поэтому плавать в море легче, чем в реке. (Модель)
ІІ. Холодная и тёплая вода.
Налить теплую воду в стакан. Капнуть в ледяную воду тушь, чтобы воды окрасилась. Осторожно влить ледяную воду в теплую. Ледяная вода опускается на дно, как холодная у полюсов.
Вывод: Холодная вода тяжелее теплой. (Модель)
ІІІ. Форма воды.
Дети, как вы думаете, вода имеет форму? Как это можно доказать? (ответы детей).
Налить воду в сосуды разной формы.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель)
ІV. Сжатие воды.
Набрать в шприц воды, закрыть отверстия шприца пальчиком и попробовать сжать воду.
Вывод: Вода несжимаема. (Модель)
V. Вода выталкивает.
На дне сосудов лежат веточки, дети наливают воду и видят, что веточки поднимаются вместе водой.
Вывод: Вода – выталкивающая сила. Дерево легче вытесненной воды, этот закон открыл очень давно древнегреческий ученый Архимед. (Модель)
В: Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используя модели. (рассказ детей по моделям)
Мы с вами выяснили, что вода бывает разной, выяснили её свойства. Что бы вы нарисовали, если я попросила вас изобразить воду. Что бы нарисовала ты, Виолетта? (спросить каждого ребенка) Получается, что вода – волшебница, она умеет становиться разной, поэтому нарисовать её «портрет» одному человеку очень сложно. А вот вы все вместе это можете сделать. Нарисуйте один вид воды, затем мы сложим все «портреты» вместе.
Продуктивная деятельность.
В: Смотрите, у нас получился настоящий «портрет» воды. Сразу можно увидеть, какой она бывает. Давайте вспомним пословицы о воде:
«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
«С огнем и водой не поспоришь»
«От воды жди беды»
В дальнейшем мы проведём еще много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.