Ирина Симонова
Занятие в старшей логопедической группе по художественно-эстетическому развитию «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Тема: «Ранняя весна».
Цель: создание картины ранней весны в смешанной и нетрадиционной технике рисования для оформления выставки в мини – музее.
Программные задачи:
Образовательные:
• обобщить, систематизировать, расширить представления детей о характерных признаках и изменениях в природе, происходящих ранней весной : таяние снега, появление сосулек, изменение продолжительности дня и ночи с использованием художественного слова;
Публикация «Занятие в старшей логопедической группе по художественно-эстетическому развитию „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
• знакомить с названиями месяцев весны, через художественное слово;
• активизировать словарь за счет слов: имен существительных (проталина, оттепель, ручей, сосулька, лучи, капель); имен прилагательных (ранняя, долгожданная, холодная, тёплая, ветреная, яркое, звонкий, хрупкий, тёмный, мокрый, жёсткий, холодный); глаголов (журчит, темнеет, тает, капает, прибывает, припекает, составление словосочетаний (темный снег, холодный снег, рыхлый снег и. т. д);
• формировать представление о переносном значении слов (аллегории или иносказании) на примере загадок о признаках ранней весны;
• учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять предложения с опорой на наглядность;
• составлять небольшой описательный рассказ по самостоятельно нарисованной картине, опираясь на образец воспитателя;
• учить создавать картину весны в нетрадиционной и смешанной технике рисования, опираясь на образец воспитателя;
• использовать предложенный материал для создания задуманного образа;
Развивающие :
• развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, через простые эксперименты со снегом;
• развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять композицию рисунка, реализовывать задуманное;
• развивать воображение и творческую активность, через включение во все виды деятельности на занятии;
• развивать чувство сопричастности с родной природой, через художественные образы и музыкальные произведения.
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к природе весной;
• воспитывать ответственность за своё здоровье весной;
• воспитывать желание оказывать помощь в оформлении выставки мини – музея в группе.
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическое развитие – предполагает целостное восприятие произведений искусства, через рассматривание картин художников, знакомство с народным фольклором во время отгадывания загадок и художественным словом во время чтения стихов, слушание музыкальных произведений; реализацию самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, через создание собственной картины.
Социально – коммуникативное развитие – направлено на развитие взаимоотношений и взаимодействия детей в группах, подгруппах, парах, формирует готовность к совместной деятельности на примере игр «Весенние ворота», «Собери картину ранней весны», взаимодействия детей во время показа воспитателя.
Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации на примере игры – исследования «Какой снег?», перечисления примет ранней весны во время игр; развитие воображения и творческой активности, через включение детей во все виды деятельности во время проведения занятия.
Речевое развитие – предполагает обогащение активного словаря детей за счёт использования существительных, прилагательных и глаголов при составлении предложений о приметах ранней весны; развитие монологической речи через рассказывание о картине весны; знакомство с книжной литературой во время предварительной работы.
Физическое развитие – предполагает приобретение двигательной деятельности во время рецитации стихотворения, развития координации движения и речи во время массажа рук, становление ценностей здорового образа жизни во время беседы о правилах поведения весной.
Словарная работа: проталина, оттепель, капель, Весна – «красавица – девица», «старушка – холодушка», снег «убежал».
Предварительная работа:
Целевая прогулка «Пришла весна».
Оформление мини – музея «Странички нашей истории» - «Масленица».
Ежедневные наблюдения за изменениями в природе.
Рассматривание иллюстраций «Весна».
Чтение Н. Ф. Виноградова «Рассказы и загадки о природе» - «Волшебные льдинки» с. 44, «Когда это бывает?» с. 46, Что за дерево такое? с. 48, «Кто прав?» с. 50.
Материалы для художественной деятельности : гуашь, кисти, доски для рисования, листы А-4, восковые мелки, мольберт;
Демонстрационный материал:
магнитные картинки «Приметы весны», разрезные картинки «Ранняя весна» с образцом, контейнер со снегом,
Магнитофон (компьютер) : П. И Чайковский «Времена года. Март. Апрель. Май».
Ресурсы интернета:
https://ru.wikipedia.org/ (капель)
https://ru.wikipedia.org/ (оттепель)
https://ru.wikipedia.org/ (проталина)
https://ru.wikipedia.org/ (аллегория)
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход занятия:
Части занятия Содержание работы Материалы, оборудование.
Совместная деятельность.
I часть.
Вводная часть.
Двигательно – ритмическая часть.
Приветствие
Пришла весна – отворяй ворота!
Первым март пришёл – белый снег сошёл!
А за ним и апрель – отворил окно и дверь!
Ну а как пришёл май – солнце в дом приглашай!
Постановка цели
Вы знаете, что в нашей группе начал работу мини – музей.
Что такое музей? (Место, где собирают, изучают, экспонируют интересные предметы.)
Музеи бывают разные.
Есть музеи художественные, где выставляются картины известных и малоизвестных художников. Вот художественный музей начинает у нас работать. И сегодня мы создадим для него картины, как настоящие художники. А у каждой картины есть своя история и вы её сегодня расскажите. И есть своё название.
Как же будет назваться наша картина?
Красавица-девица идёт,
Ярко солнышко ведёт,
А старушка - холодушка
Перед нею пятится,
В глушь лесную прячется. (Весна)
Какая в марте приходит весна? (Ранняя, солнечная, тёплая, холодная, ветреная, долгожданная.)
Словарная работа.
Почему весну сравнивают с красавицей? (Вокруг всё становится другим – красивым, весна, как девушка - молодая и красивая.) Кто такая «старушка – холодушка»? (Зима.)
Наша картина будет называться «Ранняя весна».
Рецитация стихотворения В. Берестова “Песенка весенних минут”.
Что ни сутки, по минутке,
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку,
Прогоняем зиму прочь.
Солнце светит очень ярко
И вокруг всем стало жарко.
Что ни день сугробы ниже.
Что ни день весна всё ближе.
Снег темнеет, оседает,
А сосульки всё рыдают.
Прицепились на карнизе,
Остриём свисают вниз.
Ручеёк пробил дорогу – веселится без каприз.
Всё вокруг поёт, ликует, радуется там и тут.
А грачи, весну почуяв, по проталинкам идут.
По каким приметам мы определим приход весны?
(Дни становятся длиннее, а ночи – короче, солнышко светит ярко, начинает таять снег, начался месяц март, на крышах домов появились сосульки, звенит весенняя капель.)
Словарная работа.
Как вы думаете, что такое капель, оттепель, проталина?
Капель — характерный звон, который издают капли воды (образующиеся при таянии снега, падая на землю с крыш домов (и др. возвышений)
Оттепель — повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны в умеренных и высоких широтах Земли. Приводит к полному или частичному таянию снежного и ледового покрова.
Проталина — место, где стаял снег и открылась земля.
Всю зиму на земле лежал, а весной взял и убежал. Что это? (Снег)
Разве снег умеет бегать?
(Снег тает от весенних лучей, вода бежит ручьём).
У меня для вас сюрприз.
Что это?
Какой снег?
Игра – исследование «Какой снег?» (подбор прилагательных, составление словосочетаний)
(белый снег, рыхлый снег, тающий снег, холодный снег, чёрный снег).
Проводим исследование «Почему снег «убежал» весной.
На ладошке держим немного снега, вода стекает по ладошке, капает на ковёр. В загадке говорилось «убежал», как можно сказать по - другому? (Растаял, превратился в воду, вода собралась в ручей.)
Если много воды весной она собирается? (В ручьи.). Что делают ручьи? (Бегут, текут, журчат, бурлят.)
Снег холодный, когда тает вода тоже холодная. По - этому весной в ручейках нельзя мочить руки.
Что может произойти? (Заболеем. Можно простудиться.)
Замёрзли ладошки - мы их разогреем.
Игра с бумагой (развитие мелкой моторики, массаж рук.)
Мы бумагу мнём, мнём.
Мы бумагу трём, трём!
Мы бумагу жмём, жмём.
Снежки скатаем, с мартом играем!
Чтобы как настоящий художник нарисовать картину, нужно определить, что на ней должно быть нарисовано, сделать наброски – эскиз картины. Нам помогут «Весенние ворота».
Две молодицы, одинаковы на лица, к доске вставайте, мне помогайте.
Дети встают парами, каждому даётся сюжетная и предметная картинка «Приметы ранней весны».
Игра «Весенние ворота» (Составление предложений о приметах весны.)
-Весенние ворота пропустите вы меня.
- Мы сами пройдём и детей проведём,
Приметы ранней весны дружно назовём.
Дети встают парами, каждая пара берёт в руки картинку (сюжетную или предметную, встают ручейком, подходят к водящим и вместе составляют предложение. Водящие выставляют картинку на мольберт, составляя картину ранней весны.
Представьте себе, какая она ранняя весна. Соберите картину. Мальчики собирают свою картину, девочки собирают свою картину.
Игра «Собери картину ранней весны»
(Выделение гендерных особенностей детей - собирают картинку по подгруппам мальчики и девочки).
Отличные получились картины ранней весны. Как настоящие художники мы используем разные эскизы. Настала пора придумать свою картину.
Дети выходят в круг, проговаривают слова в движении.
Дети стоят в кругу.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
В группу вносится контейнер со снегом.
Дети опускают руки в контейнер, берут немного снега.
Листы бумаги.
Скомканные листы бумаги остаются на ковре.
Работа в парах.
Мольберт, картинки на магнитной основе «Приметы весны».
Дети собирают предложение, прикрепляют картинку к мольберту.
Работа по подгруппам.
Разрезные картинки «Ранняя весна» на каждую подгруппу с образцом для сбора.
II часть.
Основная часть Воспитатель берёт скомканный лист бумаги, за отдельным столом показывает детям образец рисунка с коротким описательным рассказом. Использует восковые мелки и бумажный шарик для оформления фона.
«Пришёл месяц март, ярче стало светить солнышко. Снег потемнел и на солнечной стороне стал ноздреватым и чёрным. На дорогах появились лужи и мелкие ручейки стали пробивать себе дорогу. Весна пришла, и об этом рассказали ярки проталины».
Теперь вы как настоящие юные художники будете создавать свою картину «Ранняя весна», для того, чтобы оформить ей выставку в нашем мини – музее. Возьмите бумажные шарики. Проходите на свои места и придумайте свою картину весны.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети проходят за столы и рисуют свою картину весны. ( Обратить внимание на: правильную посадку, положение кисточки в руке, использование тряпочки и палитры, смешивание красок и создание новой краски.) Дети встают кругом вокруг отдельного стола.
Отдельный стол с набором принадлежностей для рисования.
Индивидуальная работа с детьми.
У каждого ребёнка на столе гуашь, лист А-4, кисти, восковые карандаши, тряпочки, стаканчики с водой.
Аудиозапись П. И Чайковский «Времена года. Март. Апрель. Май».
III часть.
Заключительная часть. Итог занятия. Наша выставка начинает свою работу. Юные художники несите свои работы.
Как вы думаете, получилась картина ранней весны?
По каким приметам мы это определим?
На чьей картине видны приметы ранней весны?
Расскажите историю своей картины.
Как вы думаете, а наша мини выставка теперь будет оформлена?
Осталось каждую картину оформить в рамку. Рамки для каждой картины мы с вами сделали сами.
Вам понравилось то, что мы с вами сделали? Молодцы. Дети располагаются на ковре вместе с рисунками.