эльмира низамова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по городам Республики Татарстан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- воспитание любви к родному краю, чувство гордости за свою Родину, воспитание патриотизма.
Задачи:
Обучающие:
- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа : традициями, бытом, обычаями, национальными костюмами.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину, воспитывать чувства патриотизма.
Темочки:
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная,двигательная, познавательно – исследовательская.
Словарная работа: Ичиги, чулпы, толкушка.
Формы и методы организации совместной деятельности:
- Наглядные (демонстрация иллюстраций, презентация)
- Словесные (беседа о городах, татарская утварь)
- Практические (дидактическая игра «Собери татарский национальный костюм», татарская народная игра «Тюбетейка», ручной труд)
Предварительная работа: знакомство с символикой Республики Татарстан, с национальными костюмами и элементами одежды, орнаментами и узорами, с национальной кухней, с достопримечательностями городов Республики Татарстан, экскурсия в мини-музей татарского народа.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением символики, праздников народов Республики Татарстан, достопримечательностей города Казани, Болгар, с. Черемшан, физическая картаРеспублики Татарстан, дидактическая игра «Собери татарский национальный костюм» с набором шаблонов татарской национальной одежды (фартук, ичиги, тюбетейка, кафтан, тюбетейка, бумажные салфетки, клей, пластмасовая посуда, влажные салфетки, контейнер,мольберт, магниты, ИКТ – экран.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какое сегодня замечательное утро!
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Основная часть.
Воспитатель:-Ребята, как называется республика, в которой мы живём?
Дети: мы живём в Республике Татарстан.
Воспитатель: - Как называется столица Татарстана?
Дети: - Столица Татарстана – это город Казань.
Воспитатель:- Люди, каких национальностей живут в Республике Татарстан?
Дети: - татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты.
Воспитатель:-Как живут эти народы между собой?
Дети: – Дружно.
Воспитатель: - Уже в давние времена наши предки жили в дружбе и согласии, умели находить общий язык с другими народами.
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в путешествие по городам Республики Татарстан. Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан.
Воспитатель: Посмотрите на экран что это?
Дети:Символика Республики Татарстан. Государственный флаг Республики Татарстан, герб.
Флагпредставляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают : зеленый - возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.
Герб – символ защиты РТ.
Воспитатель:- Я вас приглашаю в путешествие по Республике Татарстан. Ребята на чем можно отправится в путешествие?
Дети: – На самолете, мотоцикле, машине, автобусе.
Воспитатель:- Я предлагаю, Вам отправиться в путешествие на автобусе.
1. Остоновка «Национальный музей».
Воспитатель:- Перечислим правила поведения в музее.
(На мольберте прикреплены рисунки с правилами поведения в музее)
Дети: не шуметь, не кричать, руками не трогать
Воспитатель:Рассматриваем экспонаты татарского народа, называем предметы.
Словарная работа: новые слова чулпы, ичиги, толкушка.
2. Остановка «Национальная лавка одежды».
Воспитатель: - Традиционный национальный костюм – есть у каждого народа, это свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов. Костюм способен рассказать нам о старинных традициях. Одежда всегда была уникальной и неповторимой культурной ценностью. Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.
Воспитатель:– Как называется женский головной убор?
Дети: – Калфак.
Воспитатель:– Как называется мужской головной убор?
Дети: - Тюбетейка
Воспитатель: – Что такое «кафтан»?
Дети: - Верхнее мужское платье
Воспитатель: – Как называется верхнее женское платье?
Дети: - Жилет.
Воспитатель: – Ичиги – это-Национальная татарская обувь. Повторите пожалуйста.
Дети: - Ичиги национальная татарская обувь
Физкультминутка.
3. Татарская народная игра «Тюбетейка!»
Воспитатель. - Ребята мы с вами немного устали, я вам предлагаю игру «Тюбетейка!»
Встаем в круг.
Правила игры.
Воспитатель:Тюбетейка передается по кругу и все читают стихотворение, и тот на котором при окончании стихотворения останавливается тюбетейка выполняет задание.
Стихотворение:
Тюб-тюб тюбетейка,
Тюбетеечка моя,
Вышитая бисером остановилась у тебя.
4. Остановка «Достопримечательности Республики Татарстан».
Воспитатель: -Вам знаком этот город?
Дети: Да
Воспитатель: - А как вы узнали что это г. Казань?
Дети:- По зданиям. Кукольный театр.
Воспитатель: А это Городвам знаком?
Дети: - Да, нет.
Воспитатель: - Это древний город Болгар.
Воспитатель: - Ребята а это здание вам знакомо?
Дети: - Да.
Воспитатель:- А как называется это здание.
Дети: - Мемориальный центр.
Воспитатель: -А Это здание?
Дети: - Да
Воспитатель: - Как называется?
Дети: - Музей
Воспитатель:- Правильно ребята, историко- краеведческий музей.
Воспитатель: А это что?
Дети: -Черемшанская крепость
Воспитатель: - Правильно, молодцы ребята!
5. Остановка «Национальная татарская кухня».
Воспитатель. - Ребята, любите ли вы ходить в гости?
Дети: -Да, любим, нравится ходить в гости.
Воспитатель: - А принимать гостей?
Дети: -Да, к нам всегда приходят гости.
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами приготовим татарское национальное блюдо чак-чак!
Дети: - Хорошо.
Воспитатель:- Ребята, берем салфетки, сжимаем ручками, намазываем клеем и ставим на тарелку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: -Молодцы ребята, вот какое национальное блюдо у нас получилось.
6. Остановка «Национальные праздники».
Воспитатель: -Посмотрите на иллюстрацию и назовите какой это праздник!
Дети: - Масленица.
Воспитатель:-Правильно ребята! Это русский национальный праздник Масленица. А как вы узнали что это Масленица?
Дети: - А там блинчики есть!
Воспитатель: - А Это какой праздник!
Дети: - Сабантуй.
Воспитатель: - Правильно национальный татарский праздник Сабантуй.
Воспитатель: - А это какой праздник?
Дети: - Это праздник Уяв.
Воспитатель: - Молодцы ребята, это национальный чувашский праздник.
Воспитатель: - К сожалению наше путешествие подходит к концу, и нам нужно возвращаться в свой детский сад.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: -Побывали в музее, в национальной кухне, игру тюбетейку.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Дети: - О городах РТ, национальных праздниках.
Воспитатель: -Спасибо вам, ребята за увлекательное путешествие!