Ольга Беликова
Занятие в старшей группе «Птицы — наши друзья» в рамках областной акции «Покормите птиц!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация знаний детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представление детей о птицах : их внешнем виде, строении, образе жизни, среде обитания;
- Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи;
- Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих;
- Закрепить умение отгадывать загадки;
Темочки:
- Акции. Социальные акции для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Учить устанавливать причинно-следственные связи (клюв – еда; птицы не умеют делать себе запасы на зиму, поэтому улетают в тёплые страны и называются перелётными);
- Закрепить в активном словаре слова: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные, названия частей тела птиц;
- Закрепить умение составлять рассказ по схеме;
- Упражнять детей в использовании сложноподчинённых предложений.
Развивающие:
- Развивать умение договариваться и работать в паре, в группе, соблюдая правила;
- Развивать навыки сотрудничества, толерантного поведения, умение примерять на себя роль лидера;
- Развивать умение анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Развивающая предметно-пространственная среда: картинки с изображением птиц (уголок природы, игрушка мяч (физкультурный уголок).
Технологии: социоигровая технология, технология развивающей предметно-пространственной среды, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология.
Методы и приемы: художественное слово, физкультминутка, мнемотаблицы, алгоритм действий.
Материал: Конверты с загадками и заданиями к играм «Четвёртый лишний» и «Составь рассказ по схеме»; мяч; «дерево знаний»; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; алгоритм работы в парах и в группах; карточки с изображением строения птиц, их сходством и отличием; круги разного размера для классификации птиц.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с птицами, чтение стихотворения про птиц, подкормка птиц вместе с детьми.
Планируемые результаты: сформированность устойчивых знаний у детей о птицах, желание заботиться о них зимой.
Содержание:
Организационный момент:
- Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.
Сюрпризный момент:
-Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо). Ребята, здесь загадка для вас:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите». (птицы)
- Дети, поднимите руку, кто из вас знает много птиц? Пожалуй, стоит вас проверить. Для начала я предлагаю вам встать в ХОРОВОД, и, передавая мяч друг другу, назвать птиц, которых вызнаете.
«Ну-ка дружно, веселей в хоровод вставай скорей!»
- Во время игры необходимо соблюдать правила: выслушивать ответы, не перебивая друг друга и не повторять два раза одно и то же.
- Где мы можем увидеть птиц? (на улице, в лесу, в парке, на участке д/с…
-Чем похожи птицы? Что есть у всех птиц? (крылья, клюв, перья, яйца, голова) Выкладываю картинки.
- Чем отличаются? (размером, окраской, формой клюва, хвоста, чем питаются,) Картинки
- А почему клюв у птиц разный? (насекомоядные, зерноядные)
-Посмотрите, всех птиц можно объединить в один большой круг (белый круг)
- А всех ли птиц, которых вы назвали, мы можем увидеть сейчас?
- Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (перелётные)
- Значит всех птиц можно разделить на зим. и переел. (2 круга поменьше – синий и зелёный)
- Как выдумаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму? (боятся морозов, нечем питаться, не умеют делать себе запасы корма, добывать его в зимн. условиях).
- А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов, добывают себе еду даже в самые холодные зимы, отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, съедают семена из шишек)
Интерактивная технология «Карусель»
- А теперь давайте посмотрим, знаете ли вы перелётных птиц и зимующих. Я предлагаю вам прокатиться на карусели. Для этого вам нужно разделиться на пары. (Дети делятся на пары)
- Все возьмите по одной картинке и договоритесь, кто из вас займёт красный круг, а кто зелёный. Дети, стоящие на красном круге держите картинку перед собой, а кто стоит на зелёном круге – держите картинку за спиной. Ваша задача - по моему хлопку назвать птицу и определить перелётная она или зимующая. Если вы сомневаетесь в ответе, спросите у меня.
(Затем дети меняются местами).
- Теперь вы знаете, какие из птиц зимующие, а какие перелётные. Давайте поместим птиц в круги. Зимующих в синий круг, перелётных в зелёный круг (дети размещают птиц).
«Дерево знаний» (на дереве конверты с игрой «Четвёртый лишний» и с карточками для составления рассказа про птиц).
- Ребята, смотрите, на дереве знаний висят какие-то конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).
- Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?
- На карточке нарисованы птицы. Ваша задача определить, какая из четырёх птиц лишняя и почему?
- Для этого нам необходимо разделиться на пары.
- Давайте вспомним главные правила работы в парах.
Показ алгоритма взаимодействия в паре.
(Дети договариваются, объединяются в пары, выполняют задание, и один ребенок рассказывает)
Интерактивная технология «Работа в парах»
1. Синица, воробей, снегирь, сова (размер)
2. Ворона, сорока, воробей, ласточка (перелётная)
3. Сова, тетерев, глухарь, синичка (размер)
4. Голубь, кукушка, снегирь, курица (дом. птица)
5. Скворец, ласточка, утка, сорока (зимующая)
Ребята давайте немного отдохнем и выполним физ. минутку.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Интерактивная технология «Работа в группах» (составление рассказа о птице по схеме)
- Дети, на дереве знаний остались ещё 2 конверта. Давайте посмотрим, что же в них? Не открываются. Тут написано, что мы сможем открыть, если отгадаем загадки.
Загадка про синичку
По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка
И зовут меня …
(Синичка)
Загадка про ласточку (КАРТИНКИ)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- Синичка и ласточка просят вас составить про них рассказ по схеме. Карточки схемы находятся в конверте.
- Итак, вам надо составить рассказ про синичку и ласточку. Для этого необходимо разделиться на две группы. Давайте разделимся по считалке «Синичка-ласточка».
Повторим правила работы в группах (алгоритм).
Дети выполняют задания. Капитан рассказывает.
Анализ занятия Интерактивная технология «Интервью»
- Ребята, о том, чем мы сегодня занимались, и какое задание вам понравилось больше всего, расскажите журналисту.
Дети по считалочке выбирают журналиста. Ребёнок – журналист, используя картинки, задает детям вопросы.
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
- Что было трудно?
- С кем понравилось играть больше всего?
- В какие игры играли?
-В какую игру больше всего понравилось играть?
- Дети, вы сегодня порадовали меня своими ответами. Вы много знаете о зимующих и перелётных птицах; интересными были ответы на вопросы; умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.