Галина Милаева
Занятие в старшей группе по этнокультурному воспитанию «Мордовские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать формировать представления о малой родине - республике Мордовия, как о части большой России, знакомить детей с историей мордовского народа, мордовским народным костюмом, узорами.
Задачи:
«Познание» : Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
«Речевое развитие» : Развивать связную речь детей, умение участвовать в беседе, отвечать полным ответом, обогащать словарь детей (лучина, панар, панго, икельга паця, пулай, сюлгамо, каркс)
«Художественное творчество» Знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести название элементов – «восьмиконечная звезда», «роговидный узор», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.
«Коммуникация» : Воспитывать у детей уважение, познавательный интерес истории, культуре и традициям Мордовии.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание и рассказывание стихотворений о Мордовии, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры.
Материал и оборудование: Презентация, кукла Алдуня в национальном костюме, лучина, 2 мольберта, аудиозапись мордовских и русских мелодий, «Звуки природы», лапти для игры, фартуки, нарукавники. Заготовки для индивидуальной работы: губка, тарелочки с гуашью, разовые тарелки, тканевые салфетки для нанесения узора, трафареты элементов мордовского узора, влажные салфетки.
Методические приемы: Показ, объяснение, практические действия, игровой, сюрпризный момент, нетрадиционная техника рисования – печать по трафарету, слушание мордовских мелодий.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель и дети в мордовском народном костюме.
- Шумбратадо, эйкакшт!
- Шумбратадо, Галина Николаевна!
- Ребята, как красиво, уютно в нашем зале. Давайте улыбнемся гостям, нашей любимой кукле Алдуне и поздороваемся с ними.
- Шумбратадо, вечкевикс инжеть!
- Шумбрат, кукла Алдуня!
- Здравствуйте, все!
В группе раздаётся негромкая русская народная музыка (в аудиозаписи).
Вводная беседа
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Мордовии, ее истории, культуре, традициях, мордовском народном костюме и познакомимся с новыми элементами мордовского узора, которыми мы украсим салфетку.
- Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Наша страна называется Россия.
- Какой главный город России?
- Главный город (столица) нашей Родины – Москва.
- Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия, Русь.
- Россия – это наша Родина.
- Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились… в поселке Атяшево. Значит, это ваша малая родина.
- Как называется республика, в которой мы живем?
- Мордовия.
- Какой главный город в нашей любимой Мордовии?
- Город Саранск.
- Саранск – столица Республики Мордовия. (дети садятся)
Основная часть
- Да, ребята, мы живем с вами на Мордовской земле. Люди разных национальностей живут в Мордовии : русские, татары, есть и грузины… Но коренными, т. е самыми древними жителями Мордовии являются мордва. У каждого народа свой язык, свои танцы, песни и свой народный костюм. Но их объединяет то, что они дружно живут и трудятся на родной земле, в Мордовии и прославляют своим талантом могучую страну Россию.
А как все начиналось, как зародился мордовский народ? Я вам сейчас расскажу одну интересную древнюю легенду. (звучит морд. мелодия)
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.
И сейчас живет и процветает народ мордовский на земле Российской.
- Ребята, хотите узнать как раньше жили мордва?
Раньше в одном доме жило много людей. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Вечерами мужчины плели из лыка лапти, подшивали валенки. Лапти были основной обувью наших предков. Их носили и мужчины, и женщины, и дети. Шли годы, всё менялось. Сейчас уже никто лапти не носит. Наши предки были не только трудолюбивые, но и веселые люди. Они очень любили игры. Я предлагаю вам поиграть. (встают в хоровод, Алдуня тоже играет)
Физкультминутка «Мордовская игра «Лапоток»
(Под мордовскую музыку дети передают лапоть. У кого остается лапоть после окончания музыки, тот танцует в лапте под музыку).
Раньше не было электричества. С наступлением темноты в избах зажигали лучину (показываю лучину) и под мордовские песни начинали работать. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: делали из ниток кукол своим младшим сёстрам, вышивали одежду, вязали, шили. Одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. Мордовскую национальную одежду и изделия, вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры» в Саранске.
- Ребята, наша Алдуня - мордовочка. Она, как и мы одета в мордовский национальный костюм! Давайте рассмотрим ее наряд, а заодно и свой. (дети встают полукругом)
- Во что одета Алдуня?
- Это рубаха – по мордовски – панар (повторяют хором).
- Какими узорами украшена рубаха?
- Она украшена мордовскими узорами.
- По народному поверью, узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. «Оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? (ответы детей).
Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – икельга паця. Он также украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс. Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай. Украшен вышивкой, бусинками и бисером.
Нагрудное украшение –сюлгамо. Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго. Также украшен ленточками, вышивкой, бусинками, бисером.
- Какие цвета присутствуют в вышивке? (ответы детей)
Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, зеленый – радость, черный – богатство.
Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который символизирует жизнь, добро и чистоту.
- Вот мы с вами узнали, из каких частей состоит мордовский костюм. Такой наряд, ребята, одевают только по праздникам. (дети садятся)
- Ребята, давайте вспомним, с какими элементами мордовского узора мы знакомы? (ответы детей)
- Ромб, крест, треугольник, галочка, квадрат, елочка, ступеньки, зигзаг.
- Все эти элементы мордовского орнамента встречаются не только на одежде, но и на посуде, глиняных игрушках, сувенирах, скатертях, салфетках, дорожках.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми элементами мордовского узора.
Практическая работа
Но сначала я вас попрошу надеть фартучки и нарукавники, пройти в нашу творческую мастерскую. Хотите побывать в роли художников? Мы будем украшать салфетку мордовским узором. Но каким, узнаем позже. Посмотрите внимательно на трафарет.
- Где будет наш узор на салфетке? (в центре и по углам)
- Какого цвета наша салфетка?
- Какого цвета будет узор?
- Рисовать мы будем…губкой.
- Прежде чем приступить к украшению салфеток, скажите, как надо работать с красками.
- Аккуратно. Не надо брать много краски, макать губку осторожно.
- Одной рукой придерживаем трафарет, другой – примакиванием наносим краску.
Испачканные пальчики вытираем влажной салфеткой и кладем в тарелку рядом с краской.
Пальчиковая гимнастика.
«Разогреем ладошки»
«Подружим пальчики»
- Итак, ребята, приступаем к работе. (индивидуальная помощь)
- А теперь, ребята, осторожно снимаем прищепку, трафарет кладем в тарелку. Руки вытираем влажной салфеткой.
- Подуем на салфетку, чтобы краска быстрее высохла. (воспитатель вывешивает работы на мольберт)
- Ребята, такой у вас получился узор?
- Узор в центре называется роговидный, а по углам – восьмиконечная звезда или розетка.
- Роговидный узор в символизирует деревья, траву.
- Розетка – символ солнца. Он имеет четыре части и точно указывает на стороны света.
- Все встаньте, пройдите вперед. (встают полукругом, в центре Алдуня)
Засияли на салфетках
Яркие как зори.
Красивые, нарядные
Мордовские узоры.
Вы настоящие мордовские мастера.
Ребята, я думаю, наши салфетки будут отличным подарком для наших гостей. Пусть они высохнут и мы их подарим.
Итог занятия
- Ребята, скажите мне, какими узорами мы украсили наши салфетки? Чем?
- Мы использовали способ рисования – печать по трафарету.
- С какими новыми узорами познакомились? (роговидный, розетка или восьмиконечная звезда)
- Что украшают мордовскими узорами?
- В какой республике мы живем?
- Какие народы живут в Мордовии?
- Вам понравилось занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Спасибо, ребята, вы мне тоже понравились. Спасибо, уважаемые гости за внимание. До свидания.
- Сюкпря тенк! Вастомазонок! (воспитатель и дети)