Кира Мартынова
Мордовские посиделки. Сценарий развлечения в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Оформление зала: деревенская изба с русской печкой, столами, лавками. На столе крынки, самовар, чайная посуда. Рядом с печкой стоит прялка. Висят рушники с яркими вышивками. На полу домотканые дорожки.
Цель:
Создать праздничную атмосферу путем введения детей в бытовой и культурный мир мордовского народа.
Программное содержание:
1. Дать почувствовать самобытность времени проживания и развлечения наших предков.
2. Познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа.
Публикация «Мордовские посиделки, Сценарий развлечения в старшей группе» размещена в разделах
3. Воспитывать чувство гордости, любовь к родному краю, городу.
Методические приемы:
рассказ, стихи, поговорки, пословицы, пение, игры, забавы.
Музыкальный репертуар:
Мордовская народная песня «Кавто церат тикше ледить», русская народная песня «Пошла млада за водой»; «Весна в Мордовии», муз. Г. Вдовина, сл. К. Смородина; мордовская народная песня в обработке Н. Сураевой-Королевой «Авкай молян мон вирев»; танцы: «Сельские обычаи», муз Н Кошелевой, «Мордовочка» муз. Г. Сураева-Королеваа, «Лайме порась» муз Н. Кошелевой.
Действующие лица:
Алдуня
Оборудование:
лампа, лавки, ведра, коромысло, лапти.
Предварительная работа:
разучивание песен и танцев, игр, стихов, беседа о народных праздниках и гуляниях.
Звучит аудиозапись мордовской народной песни «Кавто церат тикше ледить». В зал входит ведущая Алдуня в мордовском костюме. (Приглашает детей на посиделки)
Алдуня: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться и грустить, печалиться.
На завалинках, в светелках,
Иль на бревнышках каких.
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки,
Были праздником души.
Все: Так, что ж, погуляем
На празднике нашем,
Нигде не найдете
Вы праздника краше!
Алдуня: У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
(Алдуня садится за стол и зажигает лампу)
Алдуня: Скучен день до вечера,
Коли делать нечего.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу…
А не позвать ли мне в избу веселых плясунов, плясунов да песельников. Собирайся народ, вас много интересного ждет!
(В зал входят дети в национальных костюмах)
Дети: Шумбратадо!
Алдуня: Проходите, красны девицы! Проходите, добры молодцы!
(Дети садятся на лавки)
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно?
Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ребенок: В тесноте да не в обиде.
Ребенок: Посидим рядком, поговорим ладком.
Дети: - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика ли дыра – то?
- Один ворот остался.
- Петюха, есть хочешь?
- Нет! Я перекусил.
- А что перекусил?
- Да съел краюху хлеба.
- А ты ее в горшке со сметаной мочил?
- Да она в горшок не влезла.
- Сынок, сходи за водицей!
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Что ж! Раз мать велит, надо идти.
А Дуняша наша встала,
Дубовы ведерки взяла.
За водицей ключевой пошла.
Песня-инсценировка «Пошла млада за водой»
Алдуня: Ребята, а вы знаете, как меня зовут? Алдуня - покровительница добра, справедливости, чистоты и мудрости.
Ребенок: А что интересного ты нам принесла?
Алдуня: Всего лишь вот эту корзину. (Показывает корзину)
Но она не простая, а волшебная. Называется она корзина- копилка. Я, ребята, весной и летом на завалинке сижу, а осенью и зимой в горнице посиживаю, и на народ гляжу. Все всегда запоминаю и в копилку собираю.
Что в ней интересного для вас, вы узнаете сейчас. Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу, на вас веселых погляжу.
Танец «Сельские обычаи» муз. Н. Кошелевой
Алдуня: Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.
Отгадайте - ка, ребятки,
Про кого я вам скажу?
Загадки мои о животных, мне хочется услышать, знаете ли вы, как зовутся они на эрзянском языке?
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух - атякш)
Не зверь, не птица,
Всего боится.
Ловит мух и в воду - плюх!
(Лягушка - ватракш)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака- киска)
Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь - овту)
Голодная мычит,
Сытая - жует.
Всем ребятам
Молочко дает.
(Корова - скал)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка - катка)
Алдуня: Приглашаю танцевать, задорный танец показать!
Танец «Мордовочка» Муз. Г. Сураева-Королева
Алдуня: А вы, гости, не заскучали - ли у нас на празднике? Я для вас в корзине тоже приготовила задания. Я буду говорить начало пословицы или поговорки, а вам нужно продолжить.
1. Любишь кататься - (люби и саночки возить)
2. Кончил дело - (гуляй смело)
3. Как аукнется - (так и откликнется)
4. С кем поведешься - (от того и наберешься)
5. Кто не работает - (тот не ест)
6. Волков бояться - (в лес не ходить)
7. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)
8. Жизнь прожить - (не поле перейти)
Алдуня: Эх, лапти, да лапти,
Да лапти мои.
И удобны и красивы,
И на пляску быстры.
А сумеете ли, вы, ребятушки, быстро обуться и поплясать со мной.
Игра – забава «Обуй лапти»
Алдуня: Как известно всем, подружки –
Мастерицы петь частушки.
И, вы, парни, не зевайте!
Девчатам тоже помогайтею
Частушки – веселушки
1-ая девочка: Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Попросите только нас!
2-я девочка: Мы - мордовские девчата,
Любим свой родимый край.
С каждым годом он все краше
И цветет как вешний май!
3-я девочка: Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О мордовском нашем крае
Песни звонко мы поем!
4-ая девочка: Здесь умельцев очень много:
Любят петь и вышивать.
Деревянных кукол делать
И матрешек украшать!
5-ая девочка: Мы с веселой песней дружим,
По - мордовски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим!
6-ая девочка: Ой березонька, березка,
Раскудря – кудрявая
Хороша ты, мокша, наша,
Мокша величавая
7-ая девочка: Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Вместе: Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!
Алдуня: Снова будем танцевать и копилку пополнять.
Танец «Лайме порась» муз. Н. Кошелевой
Алдуня: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
Как песню мы начнем спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать,
А как кончим мы и петь и плясать,
Значит, хватит вам и ниточку мотать
Игра «Смотай нитки в клубок»
Алдуня: Там где песня льется,
Там легко живется.
Мордовская народная песня в обработке Н. Сураевой – Королевой «Авкай молян мон вирев»
/в сопровождении мордовских народных инструментов/
Алдуня: Сегодня мне очень понравился ваш задор и веселье. Вот и наполнилась моя корзина – копилка: пословицами, загадками, песнями, играми, стихами и танцами. И за это мне хочется вас угостить вкусными пирогами.
Дети: Вастомазонок!
Под мордовскую мелодию дети уходят из зала.
Используемая литература
1. Г. М. Науменко, Фольклорный праздник,ЛИНКА-ПРЕСС, М,2000.
2. Т. Н. Доронова, Н. А. Рыжова. Детский сад, будни и праздники, ЛИНКА-ПРЕСС, М, 2006.
3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 6/2007, 5/2005.