Жук Валентина
Проект по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки».
В гости к нам приходят наших предков сказки.
Ничего прекрасней этих сказок нет.
Говорят, была у них долгою дорога.
Птицами летели над землёй вперёд.
Люди их встречали прямо у порога.
Сказки – это мудрость, что вершит народ.
(Николай Оёгир)
Актуальность.
Публикация «Проект по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „В гости к нам приходят наших предков сказки“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения, важное место занимает этнокультурное воспитание. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой и всё, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного возраста формировать духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и именно в дошкольном возрасте стоит начинать знакомить детей с этнической культурой коренных народов, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям. Не зря у эвенков есть такая мудрая пословица: «Человек начинается с детства.».
Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Баунта становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.
На базе нашего ДОУ оформлен мини-музей народов Севера, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории, традициях и быте. Совместно с детьми и родителями наш музей регулярно пополняется и обновляется. Эти работы мы активно используем для занятий, праздников и развлечений.
Так же у нас разработана и внедрена дополнительная программа этнокультурного компонента «Брусничка», целью которой является: приобщение детей к истокам родной культуры. Формирование патриотических чувств и развитие духовности.
Для углубления работы по данной теме мною был разработан проект «В гости к нам приходят наших сказок предки», в котором мы с детьми знакомились со сказками эвенкийских писателей.
Основная цель проекта: знакомство с обычаями, традициями и бытом эвенкийского народа.
Задачи:
• Приобщение детей к национальной культуре, быте коренного населения Баунтовского эвенкийского района;
• Повысить интерес детей к истории эвенкийского народа;
• Создать благоприятную среду для творческого развития детей;
• Обогатить словарный запас детей, изучить эвенкийские слова;
• Развивать и поддерживать интерес к театральной деятельности.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Длительность: 2 месяца.
Участники проекта: Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность взрослых и детей, целенаправленность, сотрудничество, открытость, системность работы.
Проект реализуется в три этапа:
1 этап – организационно-подготовительный:
• Изучение этнографической литературы;
• Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;
• Подбор произведений для чтения детям
2 этап – основной
• Посещение «Музея народов Севера»;
• Чтение литературы детям, беседы о прочитанном
• Викторина «Узнай сказку»;
• Выбор сказки для постановки («Эвенкийская лепёшка»);
• Разбор спектакля, распределение ролей, репетиции;
• совместно с музыкальным руководителем подбор музыкального сопровождения;
• совместно с родителями создание атрибутов и декораций, подбор костюмов для участников.
• Сотрудничество с центром эвенкийских ремесел и ЦДО (консультация по костюмам) и районным домом культуры (репетиции).
3 этап – заключительный
• Участие в VII Районном фестивале детских театральных коллективов «Театральные каникулы».
Реализация проекта:
1. На организационно-подготовительном этапе мы с педагогами изучили этнографическую литературу.
Затем была подобрана литература для чтения, которая подходит под возрастные особенности детей, планировалась деятельность, направленная на реализацию проекта.
2. Следующим пунктом у нас было посещение «Музея народов Севера», где опытные экскурсоводы провели нас по всем залам, рассказали нам о кочевом народе, показали жилище эвенков, познакомили с шаманами и первобытным орудием, которым эвенки выделывали оленьи шкуры для шитья национальных костюмов и юрт.
На протяжении основного этапа мы с детьми прочли множество эвенкийских сказок, таких как: «Лиса и налим», «Как медведь оленеводом был», «Как олень эвенку достался», «Маленький Уняны», «Как журавли стали небесными оленями», «Карась и медведь», «Как один эвенк на небе побывал», «Эвенкийская лепёшка», знакомились с красотой описываемой природы, именами писателей, воспевающих родной край богатством и разнообразием устного творчества эвенков. Так же познакомились дети с книгой «Сказки северного чума» Елены Куренной-Берцик. В литературе интересно, подробно, а главное доступно рассказывается об обычаях народа, о том, каким богам поклонялись предки, как они сделали собаку своим помощником, как приручили оленя, чем питались. Изюминкой данной книги стало то, что в книге описываются места и названия рек, местностей нашего родного края, нашего посёлка. Дети узнали много эвенкийских слов и их значения.
Закрепили и проверили знания в викторине «Узнай сказку» (Прил. 1, где детям необходимо было отгадать название сказки по строчке из произведения. Дети успешно справились, отгадали все сказки.
Подбор сказки для театрализованной постановки был осуществлен совместно с детьми. Наш выбор пал на сказку «Эвенкийская лепешка», из знакомой уже книги Елены Куренной-Берцик. После обсуждения, разбора спектакля и распределения ролей, началась наша плодотворная работа с родителями. Были подобраны и нарисованы макет жилища эвенков, атрибуты и декорации к сказке.
Так же мы обратились в Центр эвенкийских ремесел с просьбой оказать консультацию по подбору и прокату костюмов героям. В районном доме культуры мы проводили репетиции на «большой сцене». Детям было очень интересно, так как все актёры выступали на «большой сцене» в первый раз.
3. На заключительный этапе реализации нашего проекта дети приняли участие в VII районном фестивале детских театральных коллективов «Театральные каникулы». Родители принимали активное участие: сопровождали нас в районный центр с. Багдарин, где проходил конкурс, помогали воспитателю с актёрами за сценой.
Результаты реализации проекта:
• Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по воспитанию национально – культурного наследия;
• Усвоены знания об коренных жителях родного края- эвенков;
• Повысился интерес детей к истории эвенкийского народа;
• Создана благоприятная среда для творческого развития детей;
• Дети заняли 1 место в VII Районном фестивале детских театральных коллективов «Театральные каникулы», некоторые актеры получили дипломы в следующих номинациях: «Симпатия жюри» и «Самый юный актер».
Из всего сказанного можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание детей посредством чтения эвенкийских книг и театральной деятельности помогло пробудить интерес детей к культуре эвенкийского народа, к их обычаям и традициям. В дальнейшем планируется создание на базе ДОУ детского театра с этнокультурным компонентом.
Список использованной литературы:
1. Куренная-Берцик Е. Ф. «Сказки северного чума» Чита: «Экспресс издательство»2004.
2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
3. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
4. Посашкова И. П. «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград: «Учитель» 2009.
5. Губа Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности: дисс. канд. пед. наук Курск, 2007.
6. Малиновский И. В. Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования народностей Севера: На материалах Томской области: дисс. канд. пед. наук. Томск, 2004.
Приложение 1.
Викторина по эвенкийским сказкам.
1. «Когда мы побежим, я буду на каждом мысу останавливаться и окликать тебя, а ты мне отвечай!» (Лиса и налим).
2. «Погнали лиса с волком оленей в тайгу» (Как медведь оленеводом был).
3. «Даю вам его коленную чашечку. Кто у кого её отберет, тому и достанется олень» (Как олень эвенку достался).
4. «Корэндо – могучий шаман. Его победить невозможно!» (Маленький Уняны)
5. «Собрались у большого озера все болотные пртицы. Собрались и заспорили» (Как журавли стали небесными оленями).
6. «Бросился он в воду, опустился на самое дно. Лежит там не дышит» (Карась и медведь).
7. «Долго шел. Потом человек великан ему повстречался» (Как один эвенк на небе побывал).
8. «Случилось им голодать, а голод как известно не тётка» (Эвенкийская лепешка).