Оксана Попова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в старшей группе «История часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Использование современных компьютерных технологий на занятиях в ДОУ.
Образовательные задачи
1. Познакомить детей с историей часов.
2. Вызвать интерес к понятию «время».
3. Закреплять названия и последовательность дней недели.
4. Активизировать словарь по теме (солнечные, водяные, песочные, огненные и электронные часы).
5. Рассказать детям о том, что часы созданы трудом многих людей, люди усовершенствовали их, чтобы ими было удобно пользоваться.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в старшей группе „История часов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Развивающие задачи: Развивать умение наблюдать, анализировать, сравни вать, выделять характерные признаки предметов.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к истории предметов.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Воспитывать усидчивость.
Методы и приё мы: Загадки, рассказ воспитателя, вопросы к детям, просмотр слайдов, физминутки, подвижная игра.
Развивающая среда: Различные виды часов, дидактическая игра, цифры,
ноутбук, диск со слайдами.
Ход занятия.
(Дети входят под музыку, садятся).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На руке,и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят,ходят ровным ходом
От восхода до захода.
Что это?
Дети: Часы.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем много интересного о истории возникновения часов. Для чего люди изобрели часы? А что такое «время»?
Дети: Год, времена года, время суток, час, минута, секунда, дни.
Воспитатель: А время было всегда?
Дети:(ответы)
Воспитатель: Время было всегда. Не было нас, людей. Время было и бежало вперёд. Само слово «время» произошло от старого русского слова «вертемя».
Что вы слышите в этом слове? Повторите его.
В этом слове угадываются два слова «время» и «вертеть».
Время вертится, движется. Ведь проходит осень, проходит зима. И это не та зима, что была в прошлом году, а другая.
А сегодня тот же день, что был вчера?
Нет, конечно.
Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний. Какой день недели был вчера? Чем мы занимались вчера? А что будем делать сегодня?
(Отеты детей)
Воспитатель: Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Живая неделя».
Возьмите со стола цифры. Под музыку вы будете бегать по кругу,а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать от 1 до 7. Назвать дни недели. (Игра проводится 2 раза, с обменом цифр)
Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет,
который показывает точное время. Что это за предмет?
Дети: Часы.
Воспитатель: Скажите часы существовали всегда?
Ответы детей.
Воспитатель: А как же люди определяли время-Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?
Я расскажу, какие часы были раньше.
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.
Вставало солнышко-значит пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И, вдруг, человек заметил, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрел человек, как тень за солнцем бегает и придумал, как думаете, какие часы?
Ответы детей
Начертил круглую площадку под открытым небом, разделил её на 12 делений. 1 деление- это 1 час. Посередине поставил колышек. Ходит по небу солнышко, а по площадке бегает тень от колышка и, словно часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?
Дети: Нет солнца- нет тени.
Воспитатель: Узнавали время и по живым часам.
Отгадайте загадку:
Будит рано поутру
Без разбора всю семью.
Пением ласкает слух
Деревенский наш (петух).
Давайте тоже побудем петушками.
Физминутка : «Петушок»
Ходит по двору петух-
Гребешочек аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
На работу всех озовёт!
Ку-ка-ре-ку!
Хотя и кричит петушок в одно и то же время, но и с ним бывали оплошности: то с жёрдочки во сне упадёт, то лисы напугается и поднимет крик раньше времени, а то и голос потеряет.
А вы слышали выражение «Время течёт»?
Что может течь?
Ответы детей.
Воспитатель: Ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах.
В сосуд с отверстием у дна, наливали воду. Капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, на стенках которой были сделаны чёрточки-отметки, показывающие сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Удобны ли такие часы? Почему?
Дети:Надо постоянно доливать воду.
Воспитатель: «Течёт время» и в песочных часах.
Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда работают часы, песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит прошло 2 или 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас, например, врачи в поликлинике. Больные по ним принимают лечебные процедуры.
Представьте, что мы взяли песочные часы на прогулку. Удобно ими было бы пользоваться? Почему?
Дети: Забудем, когда их переворачивать.
Воспитатель: Посмотрите, вот ещё одни древние огненные часы.
Что это?
Дети:Свеча.
Воспитатель: Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосками, 24 полоски. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько прошло часов.
Физминутка «Часы».
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так,тик-так»(наклоны вправо-влево).
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает (приседания).
А часы идут, идут.
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (ходьба на месте)
А теперь пора нам, братцы,
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чего не хватает в часах»
-Чего же не хватает?
Давайте соберём наши часики.
(Дети собирают).
Молодцы.
-Ребята, но и механические часы неудобны, потому что их надо постоянно заводить.
-А вот настоящие чудо-часы.
Это электронные часы, их заводить не надо, они всегда показывают точное время.
-В каких электроприборах вы могли видеть электронные часы?
Ответы детей.
Воспитаетль: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек.
Сегодня вы узнали много интересного из истории часов. Я хочу узнать, что вы запомнили? Я буду показывать вам предмет, а вы называйте, к каким часам он относится. (показ предметов)
Воспитатель: Молодцы!
МКДОУ «Детский сад №1 п. Алексеевск Киренского района
Иркутская область
Воспитатель старшей группы : Попова Оксана Геннадьевна