Елена Акимова
Занятие в старшей группе «Песок и его свойства. Применение песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод в старшей группе.
Тема: «Песок и его свойства. Применение песка».
Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
3. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Публикация «Занятие в старшей группе „Песок и его свойства, Применение песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
5. Закрепить знания о применении песка.
6. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Предварительная работа:
1. Беседы : «Откуда берется песок», «Песочные часы».
2. Демонстрация фотографий с видами построек из песка.
3. Наблюдение и игры с песком на прогулке.
Оборудование: «Чудесный мешочек» с песком, контейнеры с песком, лупы, емкость с водой, иллюстрации, трафареты следов животных
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята у меня есть «Чудесный мешочек», а что в нем? (предлагает детям на ощупь отгадать, что там находится). Выслушиваются предположения детей: соль, сахар. мука и т. д…
Отгадайте загадку
Он и желтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в куличики играть.
- Дети, что это? (песок).
Подумайте, где можно увидеть песок? (на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке). Верно (повесить иллюстрации)
- Что же такое песок? Об этом мы узнаем в нашей лаборатории.
2. Опыты.
Подойдите все к первому столу.
Опыт №1. Из чего состоит песок?
Восп. : - Ребята, как можно, узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа).
-Давайте рассмотрим. Из чего он состоит? Что вы видите? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).
- Давайте возьмём песок в руки. Какой он по ощущениям? (песок сыпучий).
Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).
Опыт №2. Песок сухой и влажный.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)
Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды).
-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.
Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус (дети пробуют). Получается? (да)
-А теперь с сырым (дети пробуют) Получается? (нет)
- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.
Опыт № 3. Следы на песке.
- Проходим к следующему столу (на столе стаканчики с сырым и сухим песком, формочки)
Попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили? (остались следы на мокром песке).
- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт).
Вывод: На мокром песке остаются следы.
Давайте перейдём к следующему столу и рассмотрим изображение (на столе лежит фото «Песок в пустыне»)
-А кто же здесь оставил узоры на песке? (ветер)
Опыт №4. Движение песка.
- Ветер когда дует, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Про это говорят «песок движется».
Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Тихонько дуем. (дуем сначала на сухой песок, а заем на сырой).
-Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)
- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.
Вывод: Песок двигается.
3. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо стоят на ногах и машут руками
Закачалось деревцо наклоны в стороны
Ветер дует тише, тише приседают
Деревцо все выше,выше. встают и тянуться за руками вверх
Восп:- У нас остался ещё один эксперимент.
Эксперимент: Песочные часы.
- Ребята, на следующем столе есть один предмет. Посмотрите.
-Кто знает, как этот предмет называется? (песочные часы)
-Что вы знаете о песочных часах? (Состоят из двух емкостей, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхней части песок просыпается в нижнюю. Отрезок времени зависит от того, сколько песка в этих часах.)
Давайте проследим, за тем, как будет пересыпаться песок.
- А теперь попробуем сделать своими руками песочные часы. Наберите песок в ладошку, и тихонько начните сыпать его. Чем больше песка в ладошке, тем дольше по времени песок будет сыпаться.
-Молодцы! У всех всё получилось.
4. Просмотр презентации про песок.
Песок это морские ракушки и камни. Ракушки и камни под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.
Вывод: песок создан природой.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (в пустыне)
Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни)
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне? (Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы)
Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).
Итог:
Что мы исследовали? О чем мы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?