Маргарита Макушкина
Занятие в старшей группе «На полянку, на лужок тихо падает снежок»
▼ Скачать + Заказать документы
«На полянку, на лужок тихо падает снежок».
Природные явления зимой
Цель: продолжать знакомить детей с зимними природными явлениями.
Задачи:
Развивать желание исследовать объекты живой и неживой природы, экспериментировать.
Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах.
Содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения.
Знакомить с причинно-следственными связями между природными явлениями.
Публикация «Занятие в старшей группе „На полянку, на лужок тихо падает снежок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Формировать умение выражать свое отношение к окружающему, используя в речи фольклор.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Алексеевна. Сегодня утром я встретила почтальона, который передал мне интересное письмо. На нем указан адрес нашего с вами детского сада и название вашей группы «Соловушка».
-Ребята, как думаете, кто прислал это письмо? (варианты ответов детей)
Воспитатель открывает конверт, достает снежинку и показывает детям.
-Ой, посмотрите, здесь еще записка! Это не просто записка, а подсказка! зачитывает стихотворение И. Сурикова «Зима» :
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
- О каком времени года говорится в письме? (предполагаемый ответ – зима)
- Давайте проверим, правильный ли вы дали ответ. (достает картинку зимы)
- На картинке изображена зима во всей красе. Давайте ее рассмотрим. Она подходит под стихотворение, которое я вам прочитала?
-Какие признаки зимы вы знаете? (снег) Какие природные явления встречаются зимой? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
-Есть у зимы три сыночка, три месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)
-А какой месяц сейчас? (декабрь)
- Ребята, а вы знаете, что раньше люди часто пользовались. И мы с вами с некоторыми из них сейчас познакомимся: «снег идет большими хлопьями – к оттепели». А что такое оттепель? (ответы детей) «Пушистый иней на деревьях и кустах – будет солнечный день».
- А вы знаете приметы? (ответы детей)
- А еще есть пословицы: «чем крепче зима, тем скорее весна», «зима лодыря морозит», «заковал мороз реки, но не навеки».
-Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
- Также бывают загадки.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила». (зима)
«Что за звездочки резные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке» (снежинки)
«Если дым столбом стоит, под ногами снег скрипит, если мерзнут щеки, нос. Что на улице?» (мороз)
«Всю зиму смирно лежит, а зимой убежит» (снег)
Воспитатель: Давайте подойдем к столу. Посмотрите, что это? (снег)
-Прикоснитесь к снегу руками. Что вы о нем можете сказать? Какой он? (холодный, мокрый, колючий).
-Как вы думаете, снег твердый или мягкий? А если его сильно прижать, каким он станет?
-Посмотрите, на блюдце появилась вода! Как вы думаете, откуда она здесь? (ответы детей «снег начал таять»)
Воспитатель: значит, снег – это вода? А когда на улице становится тепло, куда исчезает вода? (впитывается в почву, а потом испаряется)
- Ребята, посмотрите! Как вы думаете, кто это? (на столе карточки с «маленькими человечками»)
-Это «маленькие человечки», их так назвали, потому что они живут во всех веществах, которые нас окружают. Вещества бывают твердыми, например, лед, жидкими и газообразными. Эти человечки такие маленькие, что их трудно рассмотреть невооруженным взглядом. Ученые рассмотрели этих человечков в микроскоп и назвали их молекулами. Мы с вами их будем называть просто «маленькими человечками». Эти человечки ведут себя по-разному.
- Как вы думаете, как они ведут себя в твердых веществах? (крепко держатся за руки)
- А как себя ведут «человечки» в жидкостях? (просто стоят рядом)
-А как ведут себя человечки в газообразных веществах? (не стоят на одном месте, они бегают)
Вода может быть в трё х состояниях: жидком, газообразном (пар, туман) и твёрдом (лёд, снег (состоит из кристаллов льда, град, иней). Состояние воды зависит от температуры.
Физкультминутка
Дети стоят в кругу. Воспитатель называет «снег», «лед», «вода», «пар». Дети должны двигаться, как «маленькие человечки» согласно состоянию названного вещества. На «снег» и «лед» держатся за руки, «вода» - просто стоят, «пар» и «туман» бегают по кругу.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт. (ставит стакан с водой в коробку и достает такой же стакан со льдом). Что это? Какое это вещество? А какое вещество я поставила в коробку? (ответы детей)
- Как вода превратилась в лед? (ответы детей). Значит, если воду охладить до определенной температуры, то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твердым льдом.
-А сейчас я вам предлагаю взять в руки по кусочку льда и сжать ладони. Мы посмотрим, что же произойдет со льдом. (дети берут в руки куски льда, сжимают их в ладошках и лед тает. Воду собираем на тарелочки)
Воспитатель: Давайте понаблюдаем с вами, как лед тает в теплой воде. (Подкрашенные куски льда опускаем в теплую воду и наблюдаем)
-Ребята, а как вы думаете? Лед имеет какой-то цвет? (ответы детей). Давайте проверим. Я подготовила для вас волшебную коробку с животными, но вот случилось несчастье. Коробочка постояла на улице, и вода превратилась в лед. А в ней лежали животные. Давайте посмотрим, сможем ли мы их рассмотреть? (коробочка с животными, залитые водой и замороженные).
- Давайте сделаем с вами с вывод. Лед прозрачный, как стекло. Если его положить в тепло, то он начнет таять и превратится в воду.
Воспитатель: Ребята, в этом году у нас так мало снега. Давайте с вами сделаем снежинки.
Дети садятся за столы, на столах доски для лепки, соленое тесто, трафареты, влажные салфетки. Дети делают снежинку по трафарету. В это время звучит запись рассказа В. Архангельского «Летят снежные пушинки».
-Какие красивые снежинки у вас получились! И какие они у всех разные. Вы же знаете, что в мире не существует двух одинаковых снежинок, они все отличаются.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? А что вам понравилось больше всего?
-Ребята, а вам помог рассказ?
-Эти снежинки вы можете забрать с собой. А когда они высохнут, украсить ими новогоднюю елку. До свидания, ребята!