Татьяна Петровна Иванова
Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошим примером взаимодействия логопеда и музыкального руководителя может служить занятия по логопедической ритмике, которые целесообразно проводить в речевых группах.
Принимая во внимание, что при нарушении речи наблюдаются отклонения и в двигательной сфере ребёнка, задача этого лечебно - педагогического мероприятия в том, чтобы путём особых музыкально - ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь, и обеспечить полноценное развитие ребёнку с речевыми нарушениями.
Основной принцип системы музыкально-ритмического воспитания — тесная связь: СЛОВА - ДВИЖЕНИЯ - МУЗЫКА.
Публикация «Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи „Листопад“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Музыка, в данном случае, используется как одно из наиболее доступных средств для создания особого эмоционального подъёма, даёт возможность бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Воспитанные в результате этих занятий координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами, перцептивно-кинетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно ещё и то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребёнка и коррекция речевых нарушений идёт неосознанно, ненавязчиво, естественно.
Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения. Общая моторная подготовленность всех и отдельных мышц положительно влияет на нормализацию дыхания и артикуляционных мышц.
Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, участию в игре, двигательной импровизации.
Логопедическая ритмика для дошколят строится в соответствии с основными видами музыкальной деятельности. Занятие проводит логопед и музыкальный руководитель. Тему логоритмического занятия уместно увязывать с лексической темой, которая в это время отрабатывается в соответствии с Программой.
Предлагаем вам конспект занятия по лексической теме «Осень» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Листопад»
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания детей о признаках осени. Учить согласовывать слово с движением и музыкой.
Коррекционно-развивающие: Развивагь зрительную память, слуховое внимание. Работать над силой голоса и умение его регулировать, над выразительностью речи. Развивать общую, пальчиковую моторику, чувство темпа и ритма.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную адекватность: учить выражать радость, удивление, желание участвовать в совместных играх, доброжелательность друг к другу.
Ход занятия:
Орг. момент.
Вот художник, так художник
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (осень)
Ритмическая разминка.
Дети поднимают осенние листья с пола.
Ходьба на носках, руки вверх.
Ходьба на пятках, руки в стороны.
Ходьба со сменой темпа.
Ходьба по залу «змейкой» в разных направлениях.
Упражнение на развитие внимания.
Маршируют с листьями. С концом музыки строятся в шеренгу, руки в стороны.
«Будь внимателен». Идут цепочкой в разных направлениях с листьями. На неожиданный акцент останавливаются, один из детей приседает на одно колено. И так до тех пор, пока все не станут на одно колено.
Упражнения на развитие голоса и дыхания.
Таяла, как дымка,
В небе паутинка.
Ветер воздух остудил
И подул на нас, завыл.
Упражнение «Ветер».
Дети молчат, прижимая кулачки друг к другу. Разводят руки в стороны - усиливают звучание, приближают - звук затихает (А, У, И). Упражнение выполняется на хорошем выдохе. Какие звуки мы пропели? (гласные)
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, чувство темпа и ритма.
(Дети стоят в кругу)
1 .Падают, падают листья (3 шага назад)
В нашем саду листопад - (машут листьями)
Жёлтые, красные листья (поднять по очереди вверх правую и левую руку)
По ветру вьются, летят. (Кружатся на месте, руки вверх)
Этюд «Листок».
Почка. Дети сидят на полу, голова прижата к коленям. Почка распускается. Медленно поднимаются, руки вверх, помахать листочками. Наступила осень. Листочек пожелтел, стал увядать. Упал на землю.
Дыхательное упражнение «Подуем на листики». Длительный плавный выдох. Листики положить на пол или в корзину.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал - (плавные движения кистями рук от груди вперёд)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзы золотой. (загибают пальчики по одному)
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (встряхнуть кистями рук)
Слушание музыки.
Вивальди «Времена года. Осень».
Пение.
Музыка А. Рябушина «Осень наступила».
Этюд «Дождик».
Меж еловых мягких лап (скребут «коготками» по коленям)
Дождик кап-кап-кап. (стучат ладошками по коленям)
Где сучок давно засох (поднимают руки вверх)
Серый мох, мох, мох (хлопают в ладоши)
Где листок к листку прилип (указательным пальцем правой руки касаться каждого пальчика левой руки)
Это гриб, гриб, гриб (молоточек)
Кто нашёл его, друзья? («замок» из пальцев)
Это я, я, я. (показывают «замком» на себя)
Осенью птицы улетают на юг в тёплые края. Выбираются «волк», «медведь» и «гусак», остальные дети - «гусята». «Волк» и «медведь» берутся за руки, а «гусята» выстраиваются перед ними. Впереди «гусак».
Куда летите, гуси?
Через море в тёплые края.
Не перелетите!
Положим соломинку и перейдём.
Она сломается!
Положим доску.
Она сломается!
Наш отец мастер. Он сделает железный мост и мы перейдём.
После этих слов «волк» и «медведь» поднимают руки, а «гусак» с «гусятами» проходят через «воротца». «Волк» и «медведь» пытаются поймать последнего «гуся».
IX. Заключительная часть.
Ходьба по залу с восстановлением дыхания. Дробным шагом направляются к выходу.