Ольга Попова
Занятие «Что мы знаем о птицах» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголках природы.
Задачи:
— Дать знания о том, чем кормят птиц зимой;
— Учить узнавать птицу по внешнему виду, по повадкам, песням;
— Побуждать детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях.
Публикация «Занятие „Что мы знаем о птицах“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал: иллюстрации зимующих и перелетных птиц, календарь наблюдений за зимующими птицами, грамзапись с голосами птиц.
Воспитатель включает грамзапись с голосами птиц.
Вопросы:
— Каких перелетных птиц вы узнали по голосу?
— Можно ли их услышать сейчас в природе?
— Почему нельзя?
— Почему они улетели?
— Чем питаются эти птицы?
— Где сейчас эти насекомые?
Подвести итог
Птицы улетают в дальние края, где тепло, т. к. с похолоданием для них не стало корма. Такие птицы называются перелетные. (показать иллюстрации перелетных птиц)
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим на иллюстрации, на которых изображены птицы, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как их можно назвать одним словом?
Воспитатель: Какие птицы остались зимовать? (ответы детей)
Воспитатель: Расскажите немного о каждой птице с помощью опорной схемы (дети рассказывают о снегире, сороке, вороне, воробье, синице, голубе).
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Отгадай, какая птица?»
Д/и «Отгадай, какая птица?»
Дети по повадкам, описанию внешности угадывают птиц.
Снегирь — красногрудый, чернокрылый.
Ворона — важная, горластая, с серой грудкой.
Сорока — белобокая, непоседа, длиннохвостая.
Голубь — сизокрылый.
Воробей — шустрый, веселый, маленький.
Аист— длинноногий.
Физминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири. (Четыре хлопка руками по бокам и четыре наклона головы.)
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке. (Четыре потряхивания руками, опущенными вниз.)
Головой вертят,
Улететь хотят: (Два поворота головы на каждую строку.)
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью (Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями)
Воспитатель: Почему птицы могут летать?
Раздать детям пуховые и маховые перья птиц. Тяжелые или легкие перья? Где они находятся у птиц?
Воспитатель: Пуховое перо согревает птицу, а маховое - помогает летать. Благодаря перьям птица легкая.
На примере веера показать, как складываются крылья и хвост птиц. А когда крылья раскрываются, даже самая маленькая птичка становится большой. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птицам, поэтому они их складывают.
Воспитатель: Что ещё делает птицу лёгкой? Как она ест – много или мало? Часто или редко ест птица (ответы детей)
Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.
Птицы летают, потому что у них:
— широкие крылья и хвост;
— лёгкие перья с полым стержнем;
— жёсткие маховые перья;
— птицы лёгкие, т. к. едят понемногу и часто.
Воспитатель: Человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Назовите, какие вы знаете летательные аппараты? (воспитатель показывает иллюстрации) Что у них общего с птицами? (ответы детей)
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
Воспитатель: Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц. Чем можно подкормить птиц зимой? (ответы детей)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несолёное сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.
Послушайте стихотворение:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдёт весёлый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Воспитатель: О ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей) Какие птицы улетают в теплые края, а какие остаются? (ответы детей) Какие перья согревают птиц, а какие помогают им летать? (ответы детей) Как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)
В лесу птицы могут поесть только семена из шишек ели и сосны и почки деревьев, а также ягоды рябины. В поисках корма многие лесные птицы и птицы луга, не улетевшие в теплые края, стараются держаться ближе к человеческому жилью. Здесь им проще найти корм, да и человек им помогает. Строит кормушки, вешает на окно кусочки сала.
Давайте тоже с вами заботиться о птицах.
В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» :
Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.