Василя Филина
Конспект занятия по знакомству детей с татарским костюмом в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Обогащать представление детей о народностях, населяющих Кузбасс.
2. Познакомить детей с татарским национальным костюмом.
3. Расширить словарный запас детей путем знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду.
4. Дать представление о татарском орнаменте.
5. Развивать творческие способности, художественный вкус, аккуратность и самостоятельную работу.
Предварительная работа.
1. Занятие по русскому национальному костюму.
2. Беседа «Народности, населяющие наш Кузбасс»
Публикация «Конспект занятия по знакомству детей с татарским костюмом в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Республика Татарстан
- Средняя группа
- Татарский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
3. Чтение татарской народной сказки «Шурале»
4. Слушание татарской колыбельной песни «Ай, былбылым»
5. Изготовление альбома «Костюмы народов Кузбасса»
Ход:
Для России Кузбасс частица
А для нас он родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой родиной, где мы живем!
Моя малая родина.
Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, мой детский сад.
Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
-А как называется место, в котором мы живем? Кузбасс. Мы с вами живем в богатом и красивом месте. В Кузбассе проживает очень много разных национальностей, но большая часть населения по национальности – это русские, татары, шорцы, которые помнят и чтят свои традиции.
Воспитатель вносит в группу куклу в женском татарском наряде
- Эту куклу звать Василя. Вам нравится костюм на кукле? (Нравится)
- Как вы думаете, в таком костюме можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?
-Попробуем представить себя в этом костюме. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в нем? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде)
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные костюмы? (В музеях, на старых фотографиях)
- Когда их надевают? (На праздник, на концерты народных танцев и песен.)
(Воспитатель наглядно показывает и рассказывает о наряде куклы)
В костюм входит платье (кульмэк, жилетка (камзол, штаны (шаровары). На голову повязывали платок нарядный, тюбетейку или шапочку-калфак. На ноги обували сапожки (ичиги). Украшения у татарок были серьги, которые одевались в раннем детстве.
- Мы сейчас посмотрели повседневную татарскую одежду, которую носили каждый день.
- А сейчас предлагаю вам посмотреть на праздничный татарский наряд.
Я приглашаю вас в видеозал. (Дети садятся на стульчики)
Слайд № 1,2,3.
- Сейчас перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, который называется камзол. Камзол расшит разноцветными или золотыми нитками, бисером. Вся одежда из ярких тканей, расшитых орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (листья, веточки, цветы).
- Ребята, чем праздничный костюм отличается от повседневного? (Красивый, нарядный, он украшен)
Слайд № 4.
- Татарки носили на голове тюбетейки, которые шились из бархата, украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.
Слайд № 5
- Так же татарские женщины и девушки носили очень интересный и необычный головной убор – калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата и украшался особым орнаментом (цветочно – растительным, бисером и пайетками).
Слайд №6
- На ногах женщины носили сапоги – ичиги, сшитые из мягкой кожи. Украшались кожаной мозаикой.
- Ребята, теперь вы знаете, как выглядит татарский национальный костюм женщин.
- Все элементы татарских костюмов расшиты национальным орнаментом.
Орнамент- это слово, обозначающее украшение (вышивка, роспись, вышивка бисером)
Татарский национальный орнамент в основном включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки) и называется он цветочно-растительный. Здесь мы можем увидеть такие цветы как тюльпан, мак, ромашка, пион, гвоздика, василек, колокольчик. Среди листьев в основном существует мотив трилистника. Орнамент на одежде либо вышивался различными нитями, или же вышивался бисером, а на обуви использовалась кожаная мозаика.
Какие цвета использовались в татарском орнаменте (Зеленый, красный, синий, желтый, коричневый).
- Верно. Благодаря такому яркому орнаменту одежда выглядит красиво.
- А сейчас мы с вами немного отдохнем. Я предлагаю поиграть в татарскую народную игру «Тюбетейка». (Дети проходят на ковер. У ребенка в руках тюбетейка. Он ходит по кругу и выбирает, кому ее отдать. Кому досталась тюбетейка, танцует под татарскую плясовую музыку (3-4 раза).
По дороге (Имя ребенка) шел, шел
Тюбетейку нашел.
Стал (Имя ребенка) выбирать,
Кому тюбетейку отдать.
- Вы все хороши
- На, надень и попляши.
(Включается музыка, остальные дети хлопают в ладоши)
- Отдохнули? (Да)
Пройдите, пожалуйста, за столы.
Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Обратите, пожалуйста, внимание на столы, на которых лежит татарская одежда. Орнамент уже нарисован на одежде. Выберете себе, понравившуюся одежду и попробуйте раскрасить её.
- Яркой одежду татарского народа делает именно орнамент.
(На столах у детей имеется по выбору : карандаши, фломастеры, мелки)
Дети раскрашивают орнамент на одежде. (Во время работы детей, фоном включается спокойная татарская национальная музыка)
Итог работы
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
Посмотрите, какие красивые и яркие получились камзолы.
- А еще татарский народ славится своим гостеприимством, и я хочу угостить вас татарской народной сладостью – чак – чаком.
(чаепитие с угощением)
.