Вера Иваниенко
Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе к группе «Звук [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление четкого произношения звука [р] в изолированном виде, в словах, в предложении; знакомство с буквой Р.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
-развивать фонематическое восприятие;
-автоматизировать звук [ p] в словах и предложениях;
-продолжать учить проводить звуковой анализ слов;
-формировать лексико-грамматический строй;
-упражнять в составлении предложений;
-учить детей точно и полно отвечать на вопросы.
2. Коррекционно-развивающие :
- развитие логического мышления, внимания;
Публикация «Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе к группе „Звук [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- развитие зрительного восприятия.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- умение слушать сверстников и взрослых;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
- воспитывать умение у детей вслушиваться в свою речь и речь окружающих.
Оборудование:
Ноутбук, презентация с картинками, в названии которых есть звук [p],синие ручки по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, внимательно послушайте слова: радость, гром, актёр, барабан, ракета.
-Какой общий звук вы слышите в этих словах? (Звук [ р ]).
-Назовите ещё слова, где есть звук [ р]. (Ответы детей).
-Где находится этот звук в слове? В начале, в середине, в конце слова?
II Основная часть
-Сегодня к нам в гости пришёл звук [ р ]. Произнесите его.
-Что делает наш язычок во рту, когда мы произносим звук [ р]. (Ответы детей).
-Когда мы произносим звук [ р ], рот открыт, язычок поднят вверх, кончик языка дрожит. Сильная воздушная струя помогает кончику языка дрожать. Воздух не может свободно выйти изо рта.
-Может этот звук петь? (Нет)
-Значит, какой это звук? (Согласный звук).
-Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук [р]. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Если наше горлышко звенит, как колокольчик, значит, звук [ р ] какой (Звонкий.)
-Что ещё мы можем сказать про звук [ р ]? (Твёрдый).
-Звук [p] принёс с собой ноутбук, а в нём книга и звук [p] предлагает вместе с ним отправиться в путешествие по её страницам.
-Ребята, вы готовы к приключениям? (Да)
1 слайд «Книга»
(Музыка «В гостях у сказки»)
2 слайд «Дорога»
-Что вы видите на первой странице книги? (Дорога).
-Как вы думаете, почему нарисована дорога?
-Как мы можем отправиться в путь? (Троллейбус, автобус, машина, самолёт.).
-Мы отправимся на таком транспорте, в названии которого есть звук
[ р ]. (Маршрутное такси).
-Проходите, присаживайтесь. Что нужно сделать, чтобы наш транспорт начал движение (Завести мотор, включить зажигание)
Мотор нам надо завести
Дрр -дрр -дррррррррррр
И мы уже в пути.
Наш мотор рычит, поёт
В путешествие везёт.
(Звук мотора).
-Вот мы и приехали.
3 слайд «Цветы»
-Ребята, звук [ р ] предлагает остановиться на поляне. Здесь растут его любимые цветы. Назовите эти цветы. (Ромашки, розы, астры, нарциссы).
- Как вы думаете, почему эти цветы его любимые? (В названии этих цветов есть звук [ р ]).
- Звук [р] предлагает поиграть, разделить слова на части. (Ро-ма-шки, а-стры, нар-ци-ссы, ро-зы.) Сколько частей в слове?
-Ребята, звук [р] любит гулять по саду, где растут деревья с вкусными плодами.
4 слайд «Плоды»
( Картинки: груши, персики, гранат, виноград).
-Как одним словом можно назвать эти плоды? (Фрукты).
-Ребята, а все эти плоды- фрукты? (Нет)
-Какой плод лишний? (Виноград)
-Почему? (Виноград-это ягода, а остальные плоды-это фрукты)
- Теперь нам пора отправляться дальше.
Мотор нам надо завести
Дрр-дрр-дррррррррррр
И мы уже в пути.
Наш мотор рычит, поёт
В путешествие везёт.
-Вот мы и приехали.
5 слайд «Горы»
-Ребята, что мы видим на этой странице? (Горы).
-Вы хотите туда подняться? (Да).
-Как мы можем подняться? (Ответы детей).
6 слайд «Лестница»
-Чтобы подняться в гору мы должны пройти по лестнице.
Ра-ра-ра -вот высокая гора.
Ры-ры-ры -не боимся мы горы.
Ро-ро-ро -мы подружимся с горой.
Ра-ра-ра - на вершине мы. Ура.
- Звук [ р ] хочет нас познакомить со своим другом.
7слайд «Дракоша»
Дракоша не злой, а какой? Дракоша добрый.
Дракоша не ленивый, а какой? Дракоша трудолюбивый.
Дракоша не трусливый, а какой? Дракоша храбрый.
Дракоша не злой, а какой? Дракоша добрый.
Дракоша не грустный, а какой? Дракоша радостный.
-Вот какой замечательный друг у звука [p].
-Звук [ р ] предлагает отправиться дальше.
-Как мы можем спуститься с горы? (Ответы детей).
-А Дракоша предлагает нам перевернуть страницу….
8 слайд «Ковёр-самолёт»
Присаживайтесь на ковёр-самолёт.
Вот ковёр-самолёт.
Мы готовимся в полёт
Мы присели, улыбнулись
На облаках чуть-чуть качнулись
И по небу полетели
Как крылатые качели.
Под музыку спускаемся вниз.
Возвращаемся к маршрутному такси.
Мотор нам надо завести
Дрр-дрр-дррррррррррр
И мы уже в пути.
Наш мотор рычит, поёт.
В путешествие везёт.
9 слайд «Природа»
(Музыка «В мире животных»)
-Ребята, кто узнал мелодию? (Ответы детей).
-Это мелодия из передачи «В мире животных».
-На этой странице живут животные, но они исчезли, так как их названия распались на части и перепутались. Животные появятся в книге, если вы правильно составите слова. Надо собрать части слов.
КО-ДИЛ-КРО
10 слайд «Крокодил».
РАФ-ЖИ
11 слайд «Жираф».
БРА-ЗЕ
12 слайд «Зебра».
РОГ-СО-НО
13 слайд «Носорог».
ГУ-КЕН-РУ
14слайд «Кенгуру».
БЛЮД-ВЕР
15 слайд «Верблюд».
16 слайд «Животные жарких стран».
-В этой книге на одной странице собрались вместе животные жарких стран. Но жаркие страны есть на разных материках. Крокодил, жираф, зебра, носорог живут в Африке. Кенгуру в Австралии. Верблюд живёт в пустыне. Его называют «кораблём пустыни».
Рассмотреть физическую карту мира.
Возвращаемся к маршрутному такси.
Мотор нам надо завести
Дрр-дрр-дррррррррррр
И мы уже в пути.
Наш мотор рычит, поёт
В путешествие везёт.
III .Итог
-Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? (Да).
-С каким звуком мы путешествовали? (Мы путешествовали со звуком [p]).
- Можем мы увидеть звук? Почему? (Звуки слышим и произносим).
-Но у каждого звука есть буква, которой он обозначается. Наш звук [р] обозначается буквой Р.
17 слайд «Буква Р».
-На что она похожа буква Р? (Топор, мягкий знак).
-А ещё у звука [ р ] есть младший брат звук [ рь],но эта уже другая история.
Сюрприз - синие ручки.
-Ребята, почему звук [p] решил подарить вам ручки? (Ответы детей).