Наталья Таран
Занятие в подготовительной к школе группе нравственного воспитания «Красота родной речи против сквернословия»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «СВЕТЛЯЧОК»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе по нравственному воспитанию «Красота родной речи против сквернословия»
Тема занятия :
«Если не мы, то кто же сохранит красоту родного русского языка!»
Таран Н. В., воспитатель
2017 год
Цель.
Показать детям значимость слова в жизни человека.
Публикация «Занятие в подготовительной к школе группе нравственного воспитания „Красота родной речи против сквернословия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Задачи.
Формировать такие нравственные понятия как доброта, вежливость, отзывчивость.
Воспитывать взаимоуважение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Создавать условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.
Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека.
Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, учить детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Современные образовательные технологии, используемые на занятии :
- здоровьесберигающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности.
Оборудование:
Мультимедийная доска, презентация «Тайная жизнь воды», плакат «Дерево добрых слов», дубовые листочки, ручки, иллюстрации к пословицам.
Ресурсное обеспечение:
Эмото Масару. – «Энергия воды», «Послания воды» М. : София, 2006
Клюхина И. В. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»
Мулько И. Ф. «Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет». М., 2007
Лекция о сквернословии. https://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
https://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm
https://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745
https://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html
Ход занятия:
В. - Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, присаживайтесь на стулья.
Слова.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.
В. - Слово в жизни человека играет огромную роль. Для чего нам нужны слова (Ответы детей).
В. – Всё правильно. Человек слышит первое слово ещё в колыбели от матери, затем сам учится произносить первые слова. Самое главное это то, что с помощью слов люди общаются между собой. Я предлагаю вам посмотреть этюд, который называется «Встреча двух подруг».
- Привет, Даша.
- Привет, Лизка.
- Даша, почему ты меня так называешь?
- Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Лизка – миска, вышла на лужок.
- Мне не нравится такое стихотворение.
- Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.
- Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.
- Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.
- Я ухожу, до свидания.
- Пока, пока. Лизка-миска.
В: - Спасибо, девочки. Давайте поблагодарим наших артистов аплодисментами.
В: - Ребята, почему между девочками произошла ссора?
Дети: - Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её.
В: - Можно ли давать другим обидные прозвища?
Дети: - Нет.
В: - Почему?
Дети: - Это может расстроить, обидеть нас.
В: - Можно ли исправить эту ситуацию?
Дети: - Да.
В: - Как?
Дети: - Нужно называть друзей и товарищей по имени.
В: - К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из нас.
Хорошее слово – волшебное слово.
Оно настроенье поднимет любому.
Ну а плохие слова никогда
Не принесут человеку добра.
В: - Плохие слова, это не только слова, которые могут обидеть человека, но и поменять его настроение. Я предлагаю желающим подойти ко мне по три человека, взять листочек бумаги, лежащий на столе, и назвать плохие, неприятные для вас слова.
Дети выполняют задание.
В: - А сейчас помните этот лист и представьте, что это названное вами слово. Избавьтесь от этого слова, выбросив полученный комок в мусорную корзину. Какие эмоции вызывают у вас эти слова? (Ответы детей).
В: - Теперь давайте проверим, поднимут ли нам настроение хорошие слова. Я предлагаю стать в круг и провести эстафету добрых слов. Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово и взять его за руку. (Дети выполняют задание).
В: - Поднялось ли у нас настроение? Какие эмоции вызывают у вас хорошие слова? (Ответы детей).
В: - Но, к сожалению, в нашей речи есть не только добрые и нежные слова. Очень часто люди сквернословят, т. е. употребляют плохие слова. «Скверна» означает мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное.
В: - Считается, что такие слова может сказать человек, у которого маленький словарный запас –он не может подобрать нужных слов, чтобы выразить свою мысль. Также сквернословить может невоспитанный человек или неуверенный в себе.
В: - Сквернословие на Руси использовали плохие люди с чёрной душой. Их как правило называли ведьмами и колдунами. Сквернословя, они призывали себе на помощь зло.
Наши предки знали, что людей, которые сквернословили, строго наказывали: публично били лозой по голому телу, сажали в тюрьму.
А ещё я вам хочу сказать, что наши деды и прадеды рассказывали своим внукам, почему нельзя сквернословить в лесу – может обидится леший, на берегу реки или озера – оскорбится водяной, а в доме нельзя ругаться, потому что домовой может покинуть этот дом и вместо него поселятся чёртики.
Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Кто может мне объяснить, что такое стихийное бедствие? (Ответы детей)
В: - Помните, мы говорили о том, что человек на 80 % состоит из воды. Учёные решили проверить, какое влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье оказывают слова. Мы тоже с вами проводили такой эксперемент. Кто хочет рассказать, что мы делали. (Дети рассказывают о том, что они взяли три стеклянные баночки, насыпали в них рис и залили его водой. Затем около одной баночки говорили «Я тебя люблю», около другой «Ненавижу», а на третью не обращали внимания. Итогом этого эксперемента явилось то, что запах, издаваемый первой баночкой был самый приятный. А самый неприятный исходил из баночки, на которую не обращали внимания).
В: - Какой вывод можно извлечь из этого опыта? (Ответы детей).
В: - Чтобы люди не забывали об этом, народ придумал пословицы о языке, о слове.
В: - Перед вами находятся картинки. Вам необходимо выбрать любое изображение и вспомнить, какая к нему подходит пословица.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Язык иглы острее.
Слово – серебро, молчание – золото.
Доброе слово и кошке приятно.
Ласковым словом и камень растопишь.
На языке – мёд, а в сердце – лёд.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Недоброе слово больней огня жжёт.
Детям предлагается объяснить смысл некоторых пословиц.
В: - Кто из вас знает, что значит слово «здравствуйте» (желают здравствовать – не болеть). Во всех странах люди желают здравствовать друг другу, но только не везде одинаково. Я предлагаю вам попробовать поздороваться друг с другом: пока звучит мелодия вы должны дотронуться до других детей названной частью тела.
В: - Я уже сказала вам о том, что учёные проводили различные эксперементы о влиянии слов на воду. Один из них с помощью новейшего оборудования смог даже заморозить и сфотографировать воду под микроскопом, после того, как на неё воздействовали не только словами, но и музыкой. Какие он сделал выводы, мы сейчас и посмотрим. (Презентация «Тайная жизнь воды»).
После просмотренной презентации воспитатель спрашивает о том, какие выводы сделали дети. (Ответы детей).
В: - Я очень рада, что вы сделали правильные выводы. А ещё я надеюсь на то, что вы с этого дня будете в своей речи употреблять как можно больше хороших слов. И со временем вы увидите, что это становится вашей привычкой. Давайте вспомним хорошие слова, названные на занятии. И я предлагаю вам подойти к родителям, сказать это слово, записать его на дубовом листочке. После этого прикрепить лист к изображённому дереву. В итоге получится у нас с вами «Дерево добра». Оно будет напоминать вам о том, какие слова приносят добро, счастье, здоровье. (По окончанию работы обращается внимание на большое количество прикреплённых листьев, а каждый лист – это хорошее слово.)
Подводится итог занятия : дети нанизывают бусины на ниточку и говорят о том, чем им понравилось занятие.
В: - В конце сегодняшней встречи я хочу сказать : раньше считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. А ещё считалось, что если дома сквернословят родители, то их детей в жизни ждёт неудача, болезни, горе.
Я хочу пожелать вашим детям, чтобы они этого не знали.
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!