Папки-передвижки

Занятие в подготовительной группе Знакомство с Атаманью

Галина Ирхина
Занятие в подготовительной группе Знакомство с Атаманью
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие в подготовительной группе Знакомство с Атаманью

Программное содержание. Познакомить детей с кубанскими народными ремеслами: лоскутковая техника, керамика. Воспитывать интерес народному прикладному искусству.

Материал. Иллюстрации (или слайды) к рассказам о ремёслах

Публикация «Занятие в подготовительной группе Знакомство с Атаманью» размещена в разделах

Ход занятия

Рассказ воспитателя. По инициативе нашего губернатора А. Н. Ткачева в Атамане создали этнический музей казачества.  Выставочный комплекс «Атамань» расположен на берегу Таманского залива в станице Тамань.

 Строительство комплекса «Атамань» началось в 2009 году. В строительстве принимали участие районы, министерства, общественные организации и учреждения Краснодарского края. В соответствии с генеральным планом каждое подворье дает посетителям представление о какой-либо теме, связанной с бытом, материальной культурой, ремеслами, фольклором кубанского казачества. Хаты построены по современным строительным технологиям, но внешне стилизованы под казачьи хаты конца XVIII — начала XX веков. Подворья станицы являются своеобразными мини-музеями.

  Главной ценностью выставочного  комплекса «Атамань» являются подлинные документы, фотографии, орудия труда, предметы быта конца XVIII — начала XX веков, подаренные жителями Кубани специально для открытия подобного комплекса. И это главное подтверждение того, что идея губернатора о создании «Атамани» оказалась близка жителям Кубани. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла. Какие ремёсла вы знаете (кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. В искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций. Как вы думаете, почему? (потому что казаки переселились из Украины, а кавказцы были местным населением.)

Итак, первая мастерская, которую мы с вами посетим, гончарная. Закрываем глаза, говорим волшебные слова и поворачиваемся вокруг себя:

Раз, два, три,

Машина времени

В ремесленную мастерскую нас перенеси.

Мы оказались с вами в гончарной мастерской. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В станицах Пашковская и Елизаветинская была лучшая на Кубани гончарная глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские

А теперь заглянем-ка мы в гости к кубанским хозяйкам. Закрываем глаза, говорим волшебные слова поворачиваемся вокруг себя.

На Кубани женщины знали толк в ведении хозяйства, были рачительны и трудолюбивы. Многое в хозяйстве делали своими руками. Не свойственны им были праздность, безделье и пустые разговоры.

Женщины сами пряли, ткали холсты, кроили, шили одежду. А лоскуты не выбрасывали, а складывали и делали кукол.

Нас встречает казачка

Казачка Добрый день гости дорогие. Мне очень приятно видеть вас сегодня в моей хате.

Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, Но с ней не скучно. (кукла) Загадка про куклу. Ответ. детей

Да, во все времена дети любили больше всего играть куклами. Раньше в каждом доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подруги.

И главной особенностью этой куклы являлось что? (то что её делали без иголок)

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была такая кукла, и когда в семье были ссоры, то хозяйка оставалась одна, открывала окно и будто маленьким «веником» выметала сор из избы

-А вы любите играть в куклы? (Да) .

-Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первые игрушки-куклы. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей.

-Посмотрите и расскажите, какие куклы вы узнали в моей хате?

-Это кукла Куватка. Её ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой.

- А это кукла Зерновушка. На Праздник первого урожая принято мастерить кукол, символы матери – земли. Зерновушка (другие названия "Крупеничка", "Зернушка", "Горошинка") главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Эти куклы служили оберегом на сытость и достаток в семье.

- Масленица. Кукла символизирует обновление и оберегает дом до следующего праздника масленицы. Кукла масленица домашняя обладает огромной жизненной силой, ее руки ветки тянутся к солнцу, и в домашнем варианте она держит желтый или красный круг, который символизирует блины, солнце, тепло.

Сегодня ребята мы познакомимся с новой куклой. Кукла мартиничка –символ начала весны. По традиции, мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта. После чего или пускали по воде, или повязывали на ветку цветущего плодового дерева загадав желание. Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте).

Обрядом «закликания весны» начинается цикл весенне-летних праздников на Руси. Традиционно кличут весну 21 марта, в этот день поют заклички весны и ещё зовут Жаворонков. Поэтому праздник получил еще название «ЖАВОРОНКИ».

Время для праздника выбрано не случайно — это время весеннего равноденствия.

И так как март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения эти куколки играли еще и обережную роль.

Дело в том, что все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок.

Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

- Скажите ребята, а вы хотите научиться делать такие куклы?

-Да.

- Тогда прежде чем мы начнем делать куклы, давайте поиграем Игра.

- Посмотрите, ребята, у меня на доске схемы изготовления мартиничек. Кто из вас сможет мне рассказать порядок изготовления куклы?

(рассказ ребенка)

- А теперь можно приступить к работе. (музыка)

- Какие получились славные мартинички у вас! Я предлагаю вам загадать желание и повесить мартинички на наше весеннее дерево.

-Я очень рада была видеть вас сегодня у меня в гостях. И как радушная хозяйка, я приготовила всем куклы-мартинички. Пусть желания сбудутся у всех. Помогите мне ребята подарить их нашим гостям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе Знакомство с Атаманью
Опубликовано: 13 марта 2015 в 20:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в подготовительной группе Знакомство с Атаманью» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ирхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД