Марина Викторовна Заможных
Занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Экономику»
Конспект ООД в подготовительной группе «Колокольчик» на тему:
«Путешествие в страну «Экономика»
Подготовила воспитатель :
Заможных М. В
г. Ставрополь, 2022 год.
Путешествие в страну «Экономика»
Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказками и их героями.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Путешествие в страну Экономику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- познакомить детей с экономическими понятиями : деньги, валюта, семейный бюджет, доход, расход, купюры, монеты, финансы, потребности: «Хочу» и «Надо», финансовый план, дорого, дёшево;
- закрепить представления детей о том, из чего складывается семейный бюджет.
Развивающие:
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические понятия;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
- обогащать словарный запас;
- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в творческой и игровой ситуации;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
-воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения детей, умение работать в парах и индивидуально.
Методы и приемы: сюрпризный момент, СМС сообщение, решение логических задач, создание проблемной ситуации, ИКТ, музыка, ЗСТ, художественное слово, физкультминутка, театрализация по сказкам, вопросы - ответы детей, дидактическая игра, рассказы, складывание картинок, рефлексия.
Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки, радужная дорожка, костюмы: Мухи - Цокотухи, Красной шапочки. Аудиозапись песни из сказки «Красная шапочка», запись музыки смс сообщения, волшебной музыки, стрелки – указатели на видио изображении, изображение замка, самовара, коврики - дорожки, мяч, карточки для игры, условные деньги.
Связь с другими занятиями и видами деятельности:
Проведение сюжетно - дидактических игр: «Семейный бюджет», «Назови профессии», сюжетно-ролевых игр: «Магазин игрушек», «Аптека», «Почта», «Путешествие на разных видах транспорта», «Гипермаркет», чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Красная шапочка», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях, об экономике, о профессиях взрослых, дидактических игр на обобщение предметов, знакомство с профессиями взрослых.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у нас новое в группе появилось? (Сказочный замок на экране)
Воспитатель: Я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется «Экономика». Это удивительная страна и там живут необычные жители. А вы хотели бы попасть в эту страну? (Ответы детей)
Воспитатель: Замечательно, сегодня я буду волшебницей и предлагаю вам отправиться в сказочную страну. Закройте глаза и повторяйте за мной:
-Лабри - мабри, покружись! В сказке быстро окажись! (Звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в сказочной стране - «Экономика». (На экране изображение карты. Жёлтая стрелка моргает.)
Воспитатель: Посмотрите! Это карта страны - «Экономика». И она предлагает нам начать путешествие!
Воспитатель: Вы видите стрелки? В какую сторону мы пойдём с вами? (По направлению жёлтой стрелки).
Воспитатель: Перед нами радужная дорожка. А мы можем пройти по радуге? (Да, конечно, мы же в сказке). Выберайте: какой цвет вам нравится больше всего!
Воспитатель: Мы по радуге пройдём, в сказке чудо мы найдём! Много сказочных чудес нам подарит интерес!
(Дети передвигаются, друг за другом и доходят до стены)
Воспитатель: Посмотрите, кто здесь нарисован?
Дети: Муха!
Воспитатель: Дети, мы с вами недавно читали сказку, где главным сказочным героем была муха. Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? («Муха – Цокотуха»)
Воспитатель: Кто автор этого произведения? (Корней Иванович Чуковский)
(На экране иллюстрация к книге Чуковского с его портретом).
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, как она начиналась! Кто начнёт?
1 ребё нок: Муха- Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Воспитатель: Костя, продолжи пожалуйста сказку!
2 ребё нок: Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Воспитатель: Ксюша, подскажи пожалуйста сюжет сказки дальше!
3 ребё нок: Пошла муха на базар
И купила самовар.
(На экране появляется изображение самовара).
Воспитатель: Чем заплатила Муха - Цокотуха за самовар? ( Ответы детей: денежкой.)
Воспитатель: Ребята, деньги бывают разными - у каждой есть своё название.
Как называются деньги, которыми мы пользуемся в России? (Рубли и копейки).
Воспитатель: Кто знает, из какого материала делают деньги? (Из бумаги и металла).
Воспитатель: Как они называются? (Из бумаги - бумажные из металла - металлические). Как по - другому их называют? (Бумажные называют купюры или банкноты, а металлические - монеты).
Воспитатель: Финансовые средства в форме бумажных денег и монет, предназначенные для расчёта как ещё можно назвать?
(Наличные деньги). Как вы думаете, почему их так называют?
(Денежные средства, которые имеются в наличии, живут в кошельке, то есть они не израсходованы, не потрачены, их можно потрогать, увидеть, посчитать, можно заплатить ими за покупку).
Воспитатель: А с помощью чего ещё можно расплатиться? (Пластиковой, банковской картой).
Воспитатель: Как называют деньги, которые на карте? (Безналичные) Правильно безналичные, то есть они есть на карте, но их нет в наличии.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а для чего нам вообще нужны деньги?
(Чтобы что - то купить, заплатить за услуги или проезд и еще за что-то).
Воспитатель: А что можно купить за деньги? ( Можно купить: продукты, одежду, обувь, книги, лекарства, моющие средства, косметику, школьные принадлежности, инструменты, посуду, мебель, бытовую технику, транспорт, дом.)
Воспитатель: Здорово! Скажите, а можно купить дружбу за деньги? А здоровье, а счастье? (Нет.)
Воспитатель: Совершенно верно! Но деньги нужны людям! В современном мире без них прожить невозможно.
Воспитатель: Скажите, а как одним словом можно назвать то, что можно купить? (Товар).
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ой! А вот и Муха - Цокотуха!
Муха – Цокотуха: Здравствуйте, ребята! Я Муха - Цокотуха, я живу в этой сказочной стране. Мне однажды повезло - я нашла денежку - монетку, и, смотрите, как много я всего на неё купила! (Показывает на экран, на экране изображение самовара с баранками и угощеньями)
Я рада, что вы пришли ко мне в гости! Давайте поиграем с вами в игру:
Д/ И: «Что можно купить за деньги?»
Я буду показывать вам картинки с предметами. Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то топните ногой.
( Показывает картинки: ветер, ботинки, машинка, радуга, диван, закат, платье, телевизор, дом, зонт, банка варенья, букварь, дождь, карандаши, конфеты).
Муха - Цокотуха: Молодцы ребята вы справились с заданием!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, с каким понятием сказочной страны «Экономика», познакомила нас Муха - Цокотуха? ( Ответы детей: деньги.)
Воспитатель: А как по - другому ещё называют деньги? (Финансы, капитал, валюта).
Воспитатель: Спасибо тебе Муха - Цокотуха, а нам пора в путь дорогу, пойдём с нами?
(На экране появляется изображение карты. Красная стрелка моргает).
Воспитатель: Посмотрите, карта показывает нам другую дорогу. Продолжим наше путешествие? Тогда в путь! (Дети перескакивают с кочки на кочку).
Воспитатель: Здесь, что-то написано, давайте прочитаем!
Ребенок читает:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку Красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А, ну-ка ребята вспомним его?
(На экране появляется картинка с полянкой и домиком бабушки)
Воспитатель: Дети, где мы оказались? (В лесу) Как вы думаете, какой герой живёт в этой сказке? (Красная шапочка).
Воспитатель: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой в сказке? (Она повстречала серого волка).
Воспитатель: А как же сказка закончилась? (Волк съел бабушку и Красную шапочку, но охотники их спасли). Какие вы начитанные!
Воспитатель: А вот и Красная шапочка!
Красная шапочка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Присядьте, а я вам расскажу мою историю!
Красная шапочка: После того как охотники спасли бабушку и меня от волка, бабушка стала жить вместе с нами мы теперь живё м вчетвером: папа, мама, я и бабушка и всё у нас хорошо! Папа работает директором строительной компании и строит дома, от продажи квартир он получает выручку. Мама работает в школе учительницей и получает зарплату.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, за что платят зарплату? (За труд, и за выполненную работу.)
Воспитатель: Правильно! Зарплата - это деньги, которые платят за труд один раз в месяц.
Красная шапочка: Я учусь шить одежду и за хорошую учёбу получаю - стипендию.
Воспитатель: Стипендия - это тоже деньги и платят её только за хорошую учёбу.
Красная шапочка: Бабушка уже не работает, но зато, что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию.
Воспитатель: Пенсия - это тоже деньги, которые платят людям, проработавшим много лет на своей работе.
Красная шапочка: Из доходов моей семьи: папиной выручки, маминой зарплаты, моей стипендии и бабушкиной пенсии складывается наш семейный бюджет. (На экране изображение в виде кошельков, на которых написано: «выручка», «зарплата», «стипендия», «пенсия» и они объединяются в мешочек с надписью: «семейный бюджет»).
Воспитатель: Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом семьи.
Красная шапочка: Я приглашаю вас на весёлую разминку!
(Под песню из кинофильма «Красная шапочка»)
Воспитатель: Дети, с каким понятием сказочной страны «Экономика» нас познакомила Красная шапочка? ( Ответы детей: «семейный бюджет»)
Воспитатель: Спасибо тебе, Красная шапочка за полезную информацию! Оставайся с нами!
Воспитатель: В каждой семье есть доходы и расходы! Ребята, послушайте и решите такую задачу: Мама купила молоко, хлеб, салфетки и тетрадь. За все покупки заплатила 3 рубля. Папа купил телевизор и заплатил 10 рублей. На сколько больше денег потратил папа? Верно! Но ведь мама купила больше предметов, а заплатила меньше папы. Как вы думаете, как можно назвать такие расходы? (Мелкие и крупные.)
Воспитатель: На что тратят деньги ваши родители в первую очередь? (На оплату коммунальных услуг, покупку продуктов, проезд на автобусе, оплата за детский сад, покупка одежды, обуви, покупку лекарств.)
Воспитатель: Как можно назвать эти расходы? (Первой необходимости.)
Воспитатель: А на что ещё можно расходовать деньги? (На покупку игрушек, отдых, путешествия, сладостей, поход в кино, на покупку техники, мебели, на ремонт крана или машины, на благотворительность.)
Воспитатель: Это какие расходы, как их можно назвать? (Второй необходимости).
Воспитатель: Эти расходы могут быть мелкие и крупные. Они могут быть запланированные и незапланированные. Но расходы первой необходимости и второй, должны быть учтены в финансовом плане семьи.
Воспитатель: А кто из вас знает что такое финансовый план? (Это записи суммы доходов семьи и запланированные расходы).
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, могут расходы превышать доходы? (Нет). Почему? (Тогда все деньги будут потрачены и не за что будет купить необходимые вещи или продукты.)
Воспитатель: Что должен учитывать финансовый план семейного бюджета? ( Ответы детей: доходы и расходы)
Воспитатель: А какие виды доходов вы знаете? ( Ответы детей: зарплата, вознаграждение, премия, аванс, жалование, заработок, выигрыш, гонорар, прибыль, уплата, выплата, пособие, получка, выручка, нажива, оклад.)
Воспитатель: Хорошо. Что такое доход вы хорошо поняли. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:
Д/ И: «Доход - расход» с мячом.
Воспитатель: Задаю я вам вопрос, получить хочу ответ.
Я начну, а вы кончайте по одному мне отвечайте: доход или расход!
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Папа выиграл приз - доход
Потерял кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки - доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашла девочка монетку - доход
Купили куклу - расход
Поломался утюг - расход
Бабушка получила пособие - доход
Подарили пылесос - доход
Маме дали премию на работе - доход! (Замечательно)
Звучит музыка смс сообщения.
Воспитатель: Ребята нам пришло видео сообщение, давайте посмотрим от кого оно?
(На экране видео – обращение героя сказки – медведя к детям: «Дорогие ребята! Злой Бармалей в нашей сказке всё перепутал, помогите вернуть всё на прежние места! Послушайте, что он натворил:
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Что вам надо?
- Книжки
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне перчатки
И мне и жене и Тотоше.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать шоколадки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, галоши.
А потом позвонила свинья:
-Пришлите пожалуйста капли….»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем героям сказки! Вспомните, что же просили герои из сказки К. И. Чуковского «Телефон»?
Воспитатель: Дети, давайте разделимся на две команды. Вы будете - «Заказчики», а вы - «Курьеры – доставщики». Вспомните кто что просил в сказке «Телефон» и выложите картинки на доске парами!
(Дети на магнитной доске прикрепляют попарно картинки).
- слон? - шоколад
- крокодил - галоши
- зайчатки - перчатки
- мартышки - книжки
- свинья - соловья
Воспитатель: Великолепно! Давайте теперь проверим по тексту правильно вы выполнили задание! Кто начнёт рссказ сказки?
(У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Что вам надо? Шоколада и т. д. А потом позвонил крокодил и со слезами просил: мой милый, хороший, пришли мне калоши… А потом позвонили зайчатки: нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: пришлите пожалуйста книжки! А потом позвонила свинья: нельзя ли прислать соловья)
Воспитатель: Прекрасно! Вы великолепно справились с заданием!
(Повторный звонок сообщения. На экране иллюстрация книги «Телефон» Животные говорят: «Спасибо, вам ребята!»)
Воспитатель: Дети, все желания сказочных героев из сказки «Телефон» можно назвать одним словом. Каким? («потребности»).
Воспитатель: Потребности - это всё то, в чём нуждаются люди. Потребности - это тоже понятие сказочной страны - «Экономики».
Воспитатель: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями: «Надо» то есть это то, что жизненно необходимо каждому человеку.
Воспитатель: Как вы думаете, какие это потребности? Назовите их. (Жилище, пища, одежда, вода, обувь, продукты.)
Воспитатель: Есть потребности, без которых можно обойтись их, называют потребностями: «Хочу».
Воспитатель: Как вы думаете, какие это потребности? (Развлечения, путешествия, игрушки, украшения, сладости.)
Воспитатель: С каким понятием сказочной страны «Экономика» нас познакомили герои сказки «Телефон»? (Потребности) Какие бывают потребности? («Хочу» и «надо»)
Воспитатель: А теперь давайте все вместе сходим в сказочный гипермаркет!
(Воспитатель раздаёт детям корзинки и кошельки. В каждом кошельке условные деньги по 1 купюре, всего 10).
Воспитатель: Перед вами различные отделы магазина. У вас есть деньги – ваш бюджет. Сегодня вы можете купить всё, что пожелаете. Только, выбрав товары в магазине, за них нужно заплатить нужную стоимость. Все сделали покупки?
А теперь расположите ваши покупки последовательно как вагончики, где первый вагон – самый дешёвый товар, а последний – самый дорогой!
(Дети раскладывают карточки с товарами).
Воспитатель: Покажите карточки с самыми дешёвыми товарами. А теперь с самыми дорогими. Хорошо. Из купленных вами предметов назовите предметы первой необходимости! (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь назовите предметы второй необходимости. (Ответы детей).
Воспитатель: Скажите, в магазине остались товары, которые вы хотели бы купить? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, почему вы не смогли купить всё, что хотите?
Воспитатель: Скажите, а ваши родители могут купить всё, что вы хотите? (Нет) Почему? От чего это зависит? (От доходов семьи, семейного бюджета, от финансового плана семьи).
Воспитатель: Замечательно! Какие вы умные! Но наше путешествие по сказочной стране «Экономика» заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Ну а чтобы вернуться в детский сад, закройте глаза и повторяйте за мной:
- Лабри - мабри, покружись! В группе быстро окажись! (волшебная музыка) (Дети закрывают и открывают глаза).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? (Да)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какого первого героя сказки мы встретили? Кого встретили потом? С какими понятиями сказочный страны : «Экономика» мы сегодня познакомились? (Деньги, семейный бюджет, доходы, расходы, потребности: хочу и надо; дорого, дёшево, финансовый план).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все такие умные, много знаете и умеете! Скажите, а хотите вы ещё когда-нибудь отправиться в путешествие по стране «Экономика»? Но для продолжения путешествия нам нужно ещё кое - что узнать. Герои сказочной страны «Экономика» подарили нам игру. Эта игра научит вас правильно пользоваться и распоряжаться деньгами! Давайте её посмотрим?