Татьяна Купавцова
Занятие «Труд в природе»
▼ Скачать +Заказ
Труд в природе
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о недостатке каких либо условий, находить способ оздоровления.
Уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности работы.
Знакомить с потребностями растений через длительный опыт.
Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;
Публикация «Занятие „Труд в природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Формировать положительные качества личности, развивать познавательные процессы воспитанников.
Формировать ответственное отношение за порученное задание, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов; развивать культуру трудовой деятельности.
Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников.
Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку.
Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Закрепить действия с инвентарем.
Ввести в словарь детей слова: рыхление, протирание, полив, опрыскивание, поддон, растения.
МАТЕРИАЛ:
комнатные растения; инвентарь по уходу за растениями; карточки схемы – какую работу будет выполнять ребенок; карточки схемы обозначающие необходимые условия для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки, тазы, целлофан.
Индивидуальная работа: сАртемом В., ТимуромК. - дать детям возможность осознать необходимость своего труда, ощутить радость от совместной трудовой деятельности с ровесниками и взрослыми.
Предшествующая работа: Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.
2. Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений.
3. Обследование растений для выявления отличительных особенностей внешнего вида и приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений.
4. Организация трудового процесса с использованием моделей.
5. Совместный труд детей, помощь воспитателя.
6. Подведение итога совместной деятельности.
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в детский сад, я увидела письмо. Оно от Феи Чистоты. (открываю конверт) Читаю.
«Дорогие ребята! Я побывала в вашей группе. Мне она понравилась. Но я не захотела остаться и дождаться вас. Все растения пыльные, не политые, не ухоженные. Я отправилась к другим детям. Но много слышала о вас хорошего. Знаю, какие вы умные и сообразительные ребята. Предлагаю вам игру «Знатоки растений», если справитесь с заданиями и наведете порядок в уголке природы, я обязательно вас навещу». Фея Чистоты.
Воспитатель: Ну что, дети, вы готовы доказать, что вы»Знатоки растений». Будьте внимательны.
Назовите растения нашей группы?
Назовите растения, которые надо поливать не в край горшка, а в поддонник (фиалка, глоксиния, амазонская лилия.)
Назовите комн. растения, которых нельзя опрыскивать (герань, фиалка,)
Назовите водолюбивые растения (бальзамин, традесканция)
Назовите растение, которое цветет в декабре (зигокактус)
У какого комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья? (герань)
Воспитатель: Дети, я думаю, что с первым заданием Феи вы справились. Вы готовы к следующему заданию?
Воспитатель: У нас в группе много комнатных растений. Как вы думаете, для чего мы их посадили?
Ответы детей: Чтобы было красиво и уютно; Чтобы воздух был чище; Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними; Растения лечат людей; Они отпугивают вредных насекомых, например - моль; Растения поддерживают влажность воздуха в комнате. Воспитатель: Правильно, дети! Проходят годы, меняется мода на платье, мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозеленым спутникам - комнатным растениям. В разное время года нас радуют комнатные растения.
Приходит в гости Федора с комнатным растением, расстроенная не знает, что ей делать с цветком, как за ним ухаживать.
Воспитатель: Расскажите, как вы умеете ухаживать за ними? И какой это цветок.
Ответы детей: Это фиалка Мы поливаем растения только в поддон; Рыхлим почву; кисточкой чистим листочки, чтобы растения могло дышать.
Воспитатель: Скажите, а какому из перечисленных сегодня растений, требуется при поливе больше воды, чем другим? Почему? (аспарагусу, так как это влаголюбивое растение).
- Почему аспарагус нужно опрыскивать из пульверизатора? (растение любит влажный воздух).
Воспитатель: - Какие условия необходимы для хорошего роста растений и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход. Ребята мы с вами сажали семена гороха давайте посмотрим что у нас выросло. А Алина по схеме расскажет как мы сажали и как ухаживали за горохом. Рассказ Алины по схеме, помогает Артем Т
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам потрудиться. На столе у меня лежат карточки- схемы, беря карточку ребенок рассказывает что будет делать (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, мытье поддонов и подоконников, очищение растений от пыли).
Воспитатель: Артем, расскажи, как ты будешь выполнять задание? Что у тебя изображено на карточке, что ты будешь делать сначала? Почему ты так будешь делать?» (Поливает растения). Перечисли правила поливки комнатных растений?
• поливать растения нужно теплой, отстоянной водой.
• носик лейки следует класть на край горшка.
• поливать нужно только тогда, когда верхний слой земли подсох.
Воспитатель: Почему решила, что растение нужно поливать? (появились трещины, Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить. По весу горшка - горшок легкий поливать надо, тяжелый - не нужно.) Продолжай работу. Молодец. (Полив растений, мытье горшка, мытье поддонов).
Воспитатель: Вика, что делаешь ты, расскажи нам? (протирание растений) С чего ты начала работу. (Постелила клеенку, затем принесла растение, приготовила необходимый материал. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.
Воспитатель: Как надо протирать листочки?
Ребё нок: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу. (Показывает, как надо протирать.) Продолжай работу. (протирание растений, мытье горшка, мытье поддонов)
Воспитатель: Настя, чем ты занимаешься? Для лучшего роста растения нужно их не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Для начала: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, опрыскивать растение нужно аккуратно. Молодец, ты хорошо знаешь свою работу. (протирание горшка, мытье поддонов).
Воспитатель: Денис, что ты делаешь, расскажи нам. (рыхление)
Ребенок: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочке. Как надо рыхлить?
Ребё нок: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже. Показ ребёнка.
Воспитатель: Маша, а чем занимаешься ты? (Очистка пыли с ворсистых растений)
Ребё нок: С листьев фиалки буду аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки бояться воды. Они могут загнить. Показ ребёнка. Молодец.
Воспитатель: Алина, а что ты выполняла в трудовой деятельности? (сбор сухих листьев). С чего ты начала свою работу?
Воспитатель: Дети, заканчивайте свою работу, приведите в порядок свои рабочие места. Подойдите ко мне.
Воспитатель: Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы. Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.
Воспитатель: Анализ. Дети, дайте оценку своей работы и работы товарищей? Что вы можете сказать о результатах вашего труда?
Воспитатель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий : тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.