Ольга Утинова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с применением ИКТ «Дифференциация звуков [к]-[г]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звуки [к], [кь] — [г], [гь]; буквы К — Г.
Цель: учить дифференцировать звуки [к], [кь] — [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К — Г при чтении и на письме; совершенствовать звуковой анализ; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова; развивать мышление,
Оборудование: карандаши или фишки, презентация Дифференциация звуков к-г. rar, картинки на звуки д, р,у,г.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с применением ИКТ „Дифференциация звуков [к]-[г]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Подберите слово наоборот:
тихий —. мелкий —. ласковый —.
сытый —. прямой —. редкий —.
шершавый —. веселый —. сладкий —.
холодный —. чистый —. длинный —.
— С каких звуков начинались ваши слова?
2. Сообщение темы занятия
— Однажды я наблюдала, как гуси перекликались, с дождем: Большие капли дождя стучали по листьям: к-к-к, маленькие капли ступали кь-кь-кь. А гуси с гусятами вторили им: г-г-г, гь-гь-гь. Догадались, какие звуки будем сегодня учиться различать?
3. Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь].
— Произнесите звук [г]. А теперь произнесите его шепотом. В какой звук превратился звук [г]? Как это получилось? (Аналогично со звуком [гь]).
— Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]? Какими фишками обозначим эти звуки Покажите фишку звука [к] ([кь]). Какой звук обозначает синяя фишка с колокольчиком? (Зеленая фишка с колокольчиком)
4. Дифференциация звуков [к], [кь] — [г], [гь].
— Жили-были мальчик и девочка, их звали Кай и Герда. Они часто ходили к друг другу в гости. А зимой вместе катались на санках и коньках.
Но однажды случилось несчастье. Кай в лютую метель ушел на улицу и не вернулся. Герда отправилась на поиски своего лучшего. Кого? Отгадайте по первым звукам названий картинок. (Друг.)
Повстречала Герда волшебницу старушку, которая расчесала ей волосы волшебным золотым гребнем, и Герда забыла куда и зачем она спешит. И только когда Герда вышла в сад и увидела цветы, она вспомнила о Кае. На дороге около каждого цветка лежали плиты. Чтобы пройти по ним и уйти от волшебницы, надо их раскрасить (или закрыть фишками). Назовите цветы («маки», «гладиолус», «василек», «георгин»). Определите, какой из звуков [к], [кь], [г] или [гь] есть в слове. Раскрасьте плиты в соответствии с символами звуков.
Раскрасив плиту на дороге, Герда убежала от волшебницы и вновь отправилась в путь.
Видит, дерево стоит,
Очень странное на вид.
Много птиц над ним летает,
Куда сесть, они не знают.
Подлетел к Герде говорящий ворон. Если Герда поможет птицам сесть на дерево, мудрый ворон ей покажет дорогу дальше. Рассмотрите схемы слов на ветках дерева. В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гь]. По схеме определите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяблик, снегирь, голубь, сороки).
Отправилась Герда дальше в далекую Лапландию, где жила Снежная королева.
5. Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Сложим из пальцев
Ворота, замочек,
Горку, канавку,
Мостик, заборчик.
б) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг — назад и два — вперед!
Вправо, влево поворот!
Потоптались, покружились
И на место возвратились.
6. Дифференциация букв К-Г при чтении и на письме
а) Чтение слов.
— По дороге через темный лес на Герду напали разбойники. Они отвели ее в пещеру к злобной атаманше.
На стенах пещеры она увидела написанные слова:
кот — год книга
куст — густ гамак
кости — гости гонка
Дети читают слова, объясняют значение и сравнивают написание.
б) «Буква потерялась».
— Дочь атаманши, маленькая Разбойница, выслушав печальную историю Герды, решила ей помочь. Она подарила Герде своего Любимого северного оленя. Герда верхом на олене помчалась в Лапландию.
Видит — со словами стог.
Отгадай-ка их, дружок!
сто.
пау.
сапо.
Дети читают слово, объясняют его значение, подбирают проверочное слово и вписывают пропущенную букву.
в) Чтение предложений с пропущенными словами-паронимами.
— Подбежал олень к маленькой хижине. В ней жила знаменитая волшебница всех северных стран. Выслушав историю девочки, волшебница развела огонь и стала колдовать — искать Кая. Пока она колдует, нам надо найти пропавшие в предложении слова.
Дети читают предложения. Называют слова, сходные по звучанию. Объясняют их написание.
7. Итог занятия.
— По велению волшебницы оказалась Герда во дворце Снежной королевы. Увидев Кая, Герда обняла его и расплакалась. Горячие слезы Герды растопили ледяное сердце Кая. Теперь Снежная королева не имела над ним власти.
Кай и Герда благополучно вернулись домой.
— С каких звуков начинаются имена : Герда? Кай? Чем они отличаются?
УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения / СП. Цуканова, Л. Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 184 с.
К данному занятию создана авторская презентация Дифференциация звуков к-г. rar
Утиновой Ольгой Сергеевной, учителем-логопедом.