Людмила Кольцова
Занятие с молодым педагогом «Педагог-наставник». План работы с практикантом
▼ Скачать + Заказать документы
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым проходила производственную (преддипломную) практику по программе подготовки специалистов среднего звена специальности «Преподавание в начальных классах»в объеме 144 часа с«20» апреля 2019 года по «17» мая 2019 года Лоханова Надежда Юрьевна, я была у неё наставником.
Публикация «Занятие с молодым педагогом „Педагог-наставник“, План работы с практикантом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Планирование. Планы работ
- Темочки
За время работы в школе, а это 28 лет, у меня накопился богатый опыт профессиональных педагогических умений и навыков. Мною проведены многочисленные открытые уроки, выиграны множество конкурсов, представлен опыт работы на школьных и районных объединениях. Все эти профессиональные умения и навыки в первую очередь присущи, конечно же, мне - учителю с многолетним опытом работы, я не только в теории, но и на практике владею инновационными технологиями обучения и воспитания.
Системно-деятельностный подход в обучении предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт практиканта. Был составлен план работы с Лохановой Н. Ю. с учетом научно-методической проблемы класса, над которой я работаю – это игра как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.
План работы с практикантом.
1. Оказание помощи практиканту при адаптации в педагогическом коллективе.
2. Оказание психологической поддержки.
3. Обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий.
4. Повышение уровня методической подготовки практиканта.
5. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
6. Оказание помощи в самообразовательной работе практиканта.
7. Создание условий для саморазвития и самореализации.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Я стараюсь использовать в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты, работу со словарями и схемами. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Количество игр на протяжении урока должно быть разумным и целесообразным:
- игра в начале урока организовывает и заинтересовывает детей
- игра в середине урока нацеливает на усвоение темы
- в конце урока игра чаще носит характер поиска.
На всех этих этапах развивающая игра должна включать разнообразные виды деятельности, увлекать и быть доступной. Очень полезны на уроках физкультминутки, которые желательно проводить по теме урока.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.
Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы : дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения.
Наиболее часто целесообразно применять в практике урок-сказку, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игру. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что в конечном счете облегчает процесс усвоения знаний.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке необходимо организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.
С первых дней практики студентка умело увлекала детей, вызывала их интерес и желание активно работать на уроке, организовывала детей, стремясь осуществить подход к каждому ребенку, своевременно приходила на помощь, подбадривала, заставляла поверить в свои силы, предупреждала конфликтные ситуации, используя игровые технологии, интерактивное обучение, применяла информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии позволили добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Системно-деятельностный подход является для меня универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения занятий в соответствии с новыми целями образования. Показала серию уроков для Надежды Юрьевны по ФГОС. Обговорили требования к современному уроку, его структуре в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Проанализировали ряд открытых уроков и выработали памятки к структуре урока усвоения новых знаний.
1. Самоопределение к деятельности. На этом этапе организовывала положительное самоопределение обучающихся к деятельности на занятии, использовала различные приёмы психологического настроя обучающихся. Например: урок начинается со слов “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
Можно использовать следующее рифмованное начало уроков.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно считать.
Начинаем наш урок.
Мы уложим его в срок.
Все примеры мы решим и задачи тоже.
Дружно вместе отдохнём.
Своё время сбережём.
2. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся, на этом этапе проводила каллиграфические минутки, а именно: «Осторожная лисица подошла к ручью напиться», «Не дом хозяина красит, а хозяин - дом». Проводила с обучающимися фронтальную беседу.
– Назовите уже известные вам части речи.
– По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой?
Выполняли проверку домашнего задания и орфографическую разминку. Записывали словосочетания, подчеркивали орфограммы. Проводилась работа и с деформированными текстами в виде игрового задания «Редакторы».Чтобы речь у обучающихся становилась более четкая и правильная на уроке литературного чтения работала над скороговорками. В первую очередь, проговаривая скороговорки, у ребенка значительно улучшается дикция и память. «У нас во дворе – подворье, погода размокропогодилась. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». А со скороговоркой «В цветнике цветут цветы» проводила следующую работу :
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте скороговоркой по три раза.
А этот этап на уроке математики проходил в виде логических задач, блицтурнира, и учащиеся работали по разноуровневым карточкам.
1. Логическая задача.
Ученики пошли в Музей космонавтики. Они построились тройками. Маша, Витя и Коля заметили, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в музей?
Варианты ответов:
а) 15; б) 21; в) 30; г) 33; д) 36.
В музее ребята увидели:
1) первый искусственный спутник Земли, преодолевший силу земного тяготения 4 октября 1957 года;
2) второй искусственный спутник Земли, который был запущен 3 ноября 1957 года. В специальном контейнере был первый космический путешественник – собака Лайка.
– Назовите четные числа от 30 до 50.
– Назовите нечетные числа от 30 до 45.
– В сумме 7 слагаемых. Каждое слагаемое равно 3. Чему равна сумма?
2. Блицтурнир.
а) Если на каждую рубашку для космонавта идет по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?
б) На 2 костюма для космонавтов идет 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?
в) Космический нож стоит 200 р. Сколько заплатили за 3 таких ножа?
3. Индивидуальная работа (во время устного счета).
Карточка 1.
Найдите значения выражений и сравните.
15 : 5 – 2 … 15 : (5 – 2)
3 • 8 – 20 : 4 … (3 • 8 – 20) : 4
48 + 36 + 14 … 48 + (36 + 14)
Карточка 2.
Найдите значения выражений и сравните.
12 : 6 – 2 … 12 : (6 – 2)
73 – 17 + 29 … 73 – (17 + 29)
36 : 9 + 3 – 2 … ( 36 : 9 + 3) – 2
Карточка 3 (3-й уровень).
Найдите значения выражений и сравните.
2 • 10 + 2 … 10 • 5 + 5
70 : 7 + 7 … 30 : 3 + 3
100 : 10 + 10 … 40 : 10 + 4
Данная структура урока предполагает актуализацию знаний, умений и навыков; тренировку соответствующих мыслительных операций, воспроизведение и коррекцию опорных знаний и опыта учащихся.
3. Следующий этап урока- мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. На этом этапе помогала,организовывала коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы,поставив вопрос, внимательно, не перебивая, выслушивала ответ, затем обращалась к классу с предложением дополнить или исправить ошибки. В случае, когда ученики затруднялись с ответом или начинали уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, направляла мысль учащихся по нужному руслу. Например: Однажды Незнайка написал для компьютера специальную программу и собрал в ней слова всех известных ему частей речи. Компьютер через определё нное время выдал следующее стихотворение:
Мы зимой в снежки….,
Нам …. мороз!
И …. за нами с лаем
Озорной лохматый пес.
- Все ли необходимые слова были учтены в программе?
- Какие слова были пропущены?
- Что мы не можем узнать без них? Давайте попробуем самостоятельно подобрать эти слова.
- Можем ли мы объединить данные слова в одну группу? По каким признакам?
- Как называются такие слова?
И учащиеся сами назвали тему урока «Глагол».
На уроке математики при изучении темы «Сутки» загадывала загадки:
На траву роса ложиться,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становится,
Чтобы лучше день начать.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Нашим деткам спать велит.
Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы занятия с обучающимися.
4. Восприятие и первичное осознание материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Применяла такие виды работ на уроке литературного чтения, как чтение стихотворения с разными интонациями, проводила игру «Кузовок».
– Продолжите пословицы:
• Что посеешь… (то и пожнешь).
• Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).
• Сделал дело… (гуляй смело).
• С кем поведешься… (от того и наберешься).
• Как аукнется… (так и откликнется).
• За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).
• Что написано пером… (не вырубишь топором).
• С книгой жить… (век не тужить).
• Любишь кататься… (люби и саночки возить).
• Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
На уроке русского языка работали с таблицей «Глагол», которую сами составили.
Глагол часть…
Изменяется обозначает….
по числам по временам отвечает на вопросы….
составляли слова-глаголы из слогов,проводилась работа с учебником и словарём, делался сравнительный анализ.
5. Физкультминутки.
– Все ли вы занимались по утрам дома зарядкой? Давайте сделаем её вместе в классе.
а). Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
б). «Летает – не летает».
Называла слова и предлагала детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу. Слова такие: стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди.
6. Первичная проверка понимания и закрепление усвоенного. На этом этапе обучающиеся работали на уроке русского языка со словарными словамиидти, столица, находили самостоятельно в словаре их лексическое значение, работали в парах по карточкам. Карточка 1. Раскрой скобки и запиши предложения. Подчеркни глаголы со словом не.
Карточка 2. Прочитай пословицы, спиши, раскрывая скобки. Подчеркни глаголы со словом не. Определите и укажите время и число глаголов.
На литературном чтении при изучении А. П. Платонов «Цветок на земле»
проводила следующую работу : 1. Работали с толковым словарем.
– Объясняли значение слов, выражений, записанных на доске. Проверяли свои ответы по толковому словарю.
Нынче – теперь, сейчас.
Уморились – устали.
Глаза смежать – закрывать.
Испить – попить, выпить.
Осерчать – рассердиться.
Глаза жмурятся – сужаются веки. Отвечали на интересные, жизненные вопросы.
– Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»?
– Как вы понимаете строчки: «Без трех девяносто, без трех первый десяток»? Объясните.
– О чем эта строчка «Руки много земли испахали»?
– Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»?
– О чем эта строчка «Белый свет пытать»?
– Как вы понимаете смысл слова «пытать?»
2. Читали вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Задавались уточняющие вопросы на понимание, проводилась словарная работа).
- Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- От чего у деда глаза слабые стали?
- Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?
- Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.
3. - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)
- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.
Чтение текста по ролям
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
4. Работа с текстом после чтения.
1. Определение главной мысли рассказа.
- Определите, какая же главная мысль рассказа.
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)
2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.
- Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
- Как вы думаете, что это? (План)
- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
На печи рядом с дедом.
Скучно Афоне жить на свете.
Дед Тит.
Опять скучно жить на свете.
Пошли “белый свет пытать”.
Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
Проснулся ненадолго.
Гребешок для деда.
- Прочитайте план. Проверяем все у себя. Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании.
7. Рефлексия. Итог занятия. На уроке окружающего мира рефлексия проходила в виде игры «Угадай страну».
• Эту страну в древности населяли кельтские племена, называемые белги. (Бельгия.)
• Официальное название этого государства «Великое герцогство.». (Люксембург.)
• Это мировой центр, где продаются и шлифуются алмазы. (Бельгия.)
• Четвертая часть страны находится ниже уровня моря, а столица полностью стоит на сваях. (Нидерланды.)
• Жители этой страны говорят на трех языках: немецком, французском и люксембургском. (Люксембург.)
• В столице этого государства находится штаб-квартира НАТО и совет ЕЭС. (Бельгия.)
• Житель этой страны Адольф Сакс изобрел саксофон. (Бельгия.)
• В столице этого государства 1281 мост, а в каждом доме стоит хотя бы один букетик цветов. (Нидерланды.)
• В этой стране производится 220 000 т шоколада в год. (Бельгия.)
• На каждые сто жителей этой страны приходится больше всего мобильных телефонов в мире —151. (Люксембург.)
На данном этапе организовала самооценку обучающихся своей деятельности на занятии и инструктаж по выполнению домашнего задания. Фиксировала степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечала цели последующей деятельности. Оценивала учащихся.
Прохождение практики Надежды Юрьевны было эффективным, так как я подготовила для неё различные «Памятки» : анализ и самоанализ урока; организация работы с неуспевающими учащимися; обязанности классного руководителя; как правильно организовать работу с родителями; методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий.
В заключении хочется сказать, что учитель - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.