Гасангусейнова Зухра Султановна
Занятие «Путешествие по Дагестану» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие “ Путешествие по Дагестану”
Цель: Познакомить детей с традиционным народным промыслом воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о республике, жизни людей в республике. Воспитывать чувство гражданственности, толерантное отношение к жителям республики. Продолжать ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством Дагестана : ручное ковроткачество, ювелирные изделия, художественная керамика, унцукульская насечка дерева металлом.
Публикация «Занятие „Путешествие по Дагестану“ в старшей группе» размещена в разделах
Дидактические задачи: Обобщить представление детей о своей республике, ее городах и селениях. Поддерживать чувство любви к родным местам
Игровая задача: Выбрать из предложенных картинок тот вид транспорта, на котором удобнее всего прибыть в город или селение. Настроить детей на работу в “творческих мастерских” народных умельцев. Вызвать у детей интерес и создать праздничное настроение к проведению игры-путешествия по Дагестану.
Игровые действия:
Правила игры.
Найти на карте Дагестана, пункты своего путешествия, выбрать удобный вид транспорта.
Оборудование: Карта Дагестана, тематическое панно с изображением природы Дагестана, на которой отмечены определенными символами аулы и города, центры различных художественных промыслов.
Например.
г. Дербент, с. Хив, с. Микарах, с. Хучни и др. – ковры с. Кубачи, Гоцатль – ювелирные изделия. С. Балхар – кувшины глиняные. С. Унцукуль- декоративная ваза с насечкой. Оформить выставку с экспозицией из предметов народных мастеров, а также фотографий репродукций.
Оборудование для детей:
Бумага, картон, глина, ткань, пряжа, фольга, кисти, краски, клей, ножницы, сетки, трафареты, баночки с водой, тряпочка, гончарный круг, подкладочная доска, станок для ткачества и т. д.
Содержание
В зале, где и планируется провести праздник, посвященный народному искусству. Здесь подготовлены места для юных мастеров, оформлены уголки, имеются соответствующие материалы для работы, центром экспозиции оформление зала является символическая карта Дагестана с указанием центров народных промыслов.
Обратить внимание детей в карте Дагестана, с которой они уже знакомы, уточнить название городов и селений, в которых они побывали в гостях.
ЗАНЯТИЕ :
Воспитатель:
- Сегодня дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.
Чтобы совершить это путешествие нам нужны помощники : карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?
Дети:
- Да!
(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)
Воспитатель:
- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?
Дети:
- В селении Балхар.
Воспитатель:
- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?
Дети:
- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.
(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)
Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?
Из горного села Унцукуль.
Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?
- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?
Дети:Да
! Воспитатель:- А доставит нас в эти места волшебный «ковер- самолет». (Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие. Звучит музыка М. Кагилаева «Снова в горы».
1- ая остановка:
Воспитатель:
- Это древний город Дербент. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.
(предложить детям, экспозицию выставки, репродукцией ковров, которая организованна в зале. Дети рассматривают выставку).
Экскурсовод:
- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из которого мастерила, изготавливают ковры.
Ребенок:
- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.
Экскурсовод:
- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?
Ребенок:
- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана : что цветет в горах. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.
Ребенок:
- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.
Экскурсовод:
- Для чего служат ковровые изделия?
Ребенок:
- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.
(подходят к станку)
Ребенок:
- Где узоры, для ковра
Ты нашла, скажи сестра?
На лугу полно цветов
Погляжу узор готов.
Тур промчался по горе
След остался на ковре. (перевод Ф. Скудры)
Ведущий:
- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка «Маленькая ковровщица».
Ребенок:
«Песня ковровщицы»
-Ай-и-яй, моя игла
Три ковра я соткала,
Я один себе взяла,
Два я дочке отдала.
Размотала я клубок
Завязала узелок.
Завязала два узла
В руки ножницы взяла.
Ай-м-яй, ковер цветной,
Красный, желтый, голубой.
Ведущий:
- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.
2-ая остановка:
Вот мы в ауле Балхар. (звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева)
По окончании музыки предложить детям заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.
Экскурсовод:
(девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:
- Балхарские девушки лепят кувшин,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина, и белая глина
Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)
Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?
Ребенок:
- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.
Ребенок:
- Балхарей сказал:
О балхарцах много пишут
И статей и умных книг –
Чем живут они, чем дышат,
Каковы мечты у них?
Вот мечты моей вершина:
Пусть решится спор любой
Тихо, мирно из кувшина
С доброй горскою бузой.
Ребенок:
- выбирай кувшин неспешно,
Напрягай свою смекалку,
Цвет и звон его, конечно,
Намекают на закалку.
Самый лучший выбрать можно,
Но не жди, однако, чудо –
Что вольешь в кувшин порожний,
То и выльется оттуда.
Ребенок:
- Эти кубики, эти чаши,
Лондон видел и Нью-Йорк.
Красота кувшинов наших
Всюду вызвала восторг.
Экскурсовод:
- Для чего служат кувшины, игрушки?
Ребенок:
- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.
Ребенок:
- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.
Экскурсовод:
- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.
Ребенок:
- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.
Ребенок:
- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.
(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
- Высако в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер – самолет и полетели. Вот мы в ауле Кубачи.
3-ая остановка:
Экскурсовод:
- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.
Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.
Ребенок:
- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ; чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.
Ребенок:
- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов, в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.
Ребенок:
- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.
Ребенок:
- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.
Ребенок:
- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.
Ребенок:
- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:
«Тайну кубачинского искусства
Не ищите в книжках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы – мастера».
Песня молодых кубачинцев
В путь – дорогу, молодцы,
Отправлятся нам пора.
Молоточки и резцы,
Как всегда, возьмем с собой.
До чужих добравших мест
Пустим молоточки в ход,
Вспоминая про невест,
Что остались в Кубачи.
Персиянкам золотых
Мы наделаем колец
И стамбульских мастерских
Не один скуем браслет.
Нам дойти не мудрено
До французских городов.
Мы в Париже не одно
Ожерелье смастерим.
Молоды у нас сердца,
И на весь прославлен свет
Почерк тонкого резца
Кубачинских мастеров.
(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.
4 – ая остановка:
Экскурсовод:
- Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.
(дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)
Ведущий:
- из чего делают мастера унцукульские изделия?
Ребенок:
- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы и т. д.
Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.
Ведущий:
- какие инструменты нужны мастерам?
Ребенок:
- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор. Рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.
Ребенок:
- Самое главное руки унцукульца, его высокий художественный вкус.
Ведущий:
- Давайте поблагодарим экскурсовода.
Дети хором:
-Спасибо!
Экскурсовод:
- Приезжайте к нам еще.
Песня «Приезжайте в Дагестан»
Ведущий:
Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое – то время стать народным умельцом, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».
Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.
Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.
(Дети, по желанию выбирают себе «мастерскую», и приступают к работе. Воспитатель, при необходимости оказывает помощь детям.