Татьяна Владимировна Тришина
Занятие-путешествие «Москва. Откуда улицы взялись»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала и провела Тришина Т. В. – воспитатель подготовительной к школе группы. ОЧУ «Первая Московская гимназия».
Цель. Развивать у детей интерес к истории страны.
Задачи.
Образовательные.
1. Дать детям представления о кремле, как укреплении, об образовании слобод и преобразовании их в современные улицы.
Развивающие:
1. Развивать любознательность, умение устанавливать причинно- следственные связи.
2. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, договариваться.
Публикация «Занятие-путешествие „Москва, Откуда улицы взялись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
3. Развивать воображение. Воспитательные:
1. Воспитывать уважение и интерес к труду наших предков.
2. Воспитывать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать друг друга
Ход занятия.
1. Дети видят иллюстрации с изображением древнего кремля.
-Почему в Древней Руси была необходимость строить Кремль?
Высказывания детей
- Сегодня мы отправимся на экскурсию к стенам древнего Кремля и убедимся в том, что он является оборонительным сооружением.
На протяжении экскурсии детям предлагаются иллюстрации и слайды.
- Мы подошли близко-близко к стене и видим, что её высота равна шестиэтажному дому. Такую стену невозможно было взять штурмом: лестниц такой высоты просто не существовало. Складывали стены из камней и заливали известью; получался монолит – очень крепкое сооружение, которое не могли пробить даже стенобитные машины.
- Вверху вдоль стены располагались зубцы в виде ласточкиного хвоста, они защищали стрелков. Внизу и в средней части стены сделаны дополнительные бойницы. Через те, что в середине стены, поливали противника кипятком, а внизу сделаны арочные ниши для пушек.
- Как, вы, думаете, для чего строили такие высокие башни?
Предположения детей.
- Сначала они выполняли только смотровую функцию, а позднее на них стали располагать артиллерию. Особое внимание уделяли защите въездных воротных башен. Чтобы проехать через неё, необходимо было опустить мост через ров.
- Зачем вокруг крепости рыли ров?
Высказывания детей
- Это одно из внешних укреплений. В случае опасности мост очень быстро поднимался, закрывал ворота.
- Мы обошли вокруг кремля. А обратили, вы, внимание на то, что происходит не внутри Кремля, а снаружи?
Высказывания детей
- Весь народ не мог поселиться внутри Кремля, места была не много. На территории крепости размещался княжеский или царский двор и приближённые, а все, кто обслуживал знать, селились в слободах за стенами крепости.
- А что такое слобода?
Высказывания детей.
Слобода – это небольшой посёлок за городом, в котором чаще всего селились ремесленники.
2. Появляются куклы разных профессий.
- Почему здесь за городом мы встретили людей разных профессий?
Побуждаю детей обсудить это парами.
Высказывания мнений каждой пары, обсуждение.
Вывод. Мы выяснили, что в Древней Руси уже существовали профессии. В то время чаще говорили не профессия, а ремесло. Селились ремесленники вместе в слободах. Со временем город рос и многие слободы превратились в улицы и сохранили своё название до наших дней.
- Интересно, сможем ли мы с вами по названию улиц определить, какие профессии существовали в Древней Руси.
Игра «Угадай профессию»
Настоящее Прошлое
Калашный переулок Калашная слобода.
Жили пекари, пекли хлеб.
Калач – хлебобулочное изделие,
большой мягкий бублик.
Гончарный проезд. Гончарная улица. Гончарная слобода
Гончары изготавливают на гончарном
круге керамическую посуду. Керамика – искусство.
Мясницкая улица. Слобода мясников.
Стрелецкая улица. Стрелецкая слобода. Селились стрельцы и
Лучников переулок. мастера по изготовлению луков и стрел.
Кисловский переулок. Кислошная слобода. Жили кислошники
– мастера по изготовлению солений.
Трубниковский переулок. Трубничья слобода.
Жили печники (делали печи) и трубочисты.
Кожевническая улица. Кожевническая слобода
Кожевники изготавливали изделия из кожи.
Колпачный переулок. Колпачная слобода.
Колпак – головной убор. Колпачник
– мастер по пошиву головных уборов
Сыромятническая улица. Сыромятная слобода.
Жили сыроделы, изготавливали масло сливочное, сыр.
Столешников переулок. Столешная слобода.
Столешник – в старину скатерть.
В слободе жили ткачи, ткали скатерти.
Ямские улицы. Ямская слобода.
Ямщики – управляли лошадьми запряжёнными
в кареты, сани, повозки.
Итог. Что новое и интересное мы открыли для себя