Лучший педагог года

Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Оксана Мацюпа
Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД познание

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» в младшей группе

Цель: Формирование у детей первичных представлений об истоках культуры, приобщение к русскому фольклору.

Задачи:

Образовательная:

Публикация «Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры „Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча“» размещена в разделах

- Познакомить детей с устройством русской избы, с её главной достопримечательностью – печью.

- Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.

- Познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват.

Развивающая:

- Пополнить словарный запас детей новыми словами : печка-матушка, чугунок,

ухват, калитки.

- Прививать осторожность в обращении с горячими предметами.

- Активизировать речь детей, изображая звуки животных.

Воспитательная:

- Воспитывать у детей любовь к родному краю.

- Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети приходят в гости к хозяйке избы.

Хозяйка:

- Здравствуйте гости дорогие! Очень рада вас видеть! Я - хозяйка избы. Нравится вам у меня?

- Вы, посидите, отдохните, да послушайте загадки.

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь)

- Барыня-сударыня толста и бела, щей да каши наварила, пирогов напекла (Печь)

Хозяйка:

- Как вы думаете, ребята для чего в деревенской избе ставили печь? Для чего она нужна? (ею отапливали избу, в ней готовили)

- Чем топили печь? (Дровами)

Основная часть:

Хозяйка показывает все части печи: где лежат дрова, где лежанка, где готовили еду.

- В старину, печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет. В печке готовили еду, грели воду, спали на ней, варили щи да кашу. Печь держали в чистоте и украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. Её так и называют – печка-матушка. Если голоден – щами угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.

- Послушайте, какие слова ей говорили:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Хозяйка:

- Дети, а ваши мамы в чем варят суп да кашу? (в кастрюле)

- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот таких чугунках /показ/. Их ставили в печь на горящие угли и варили. /показывает устье печи, в котором дрова и угли.

- Ой, а как же поставить такой чугунок в печь? Можно обжечься.

- Чем берут ваши мамы горячие кастрюли с плиты? (прихватками, полотенцем)

- Если я возьму полотенце, оно загорится и можно обжечься. А с огнем надо быть осторожнее, отходить от него подальше. Как же мне поставить чугунок в печь?

- У меня есть вот такой ухват (показ). Раньше, чтобы не обжечься брали такой ухват и ставили чугунок в печь (хозяйка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи).

- Чем я поставила чугунок в печь? (ухватом).

- Что я поставила в печь с помощью ухвата? (чугунок)

Хозяйка:

На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные. А вот какие, вы мне сейчас назовете!

Игра-имитация «Кто как кричит».

Показывает детям предметные картинки и предлагается назвать, какие звуки издает то или иное животное:

Кот – мяу-мяу, мур-мур; коза –ме-э-э; свинья - хрю-хрю; мышь- пи-пи-пи; барашек – бе-э-э.

Хозяйка хвалит детей.

Хозяйка:

- А куда это мой кот Васька делся? (Он на печке).

-Ай да Васька. Печка теплая, он пригрелся, да уснул. Давайте позовем его! Кис-кис-кис! (Хозяйка берет кота и подносит к детям)

- Вот он, какой у меня пушистый. Погладьте его. (Дети подходят, гладят)

Хозяйка:

- А еще он любит потешки слушать.

-А вы знаете потешки про кота? /Да/

- Тогда присаживайтесь, а мы с котиком послушаем! /дети поочередно подходят к хозяйке, берут в руки кота и рассказывают потешки

Как у нашего кота,

(руки на поясе; повороты туловища вправо-влево)

Шубка очень хороша,

(гладим себя от плеча до запястья)

Как у котика усы,

(«подкручиваем» усики)

Удивительной красы,

(ладошки к щёчкам и качаем головой вправо-влево)

Глазки смелые,

(моргаем глазками)

Зубки белые (показываем зубки)

Хозяйка:

- Какую хорошую потешку вы рассказали котику, она ему понравились. Котику стало хорошо, что он заснул. Отнесу-ка я его на любимое место.

- А где его любимое место? /на печке/.

- Вы хотите поиграть? /Да!/

Игра называется: «Васька кот»

Ребята становятся в круг, держатся за руки. Это мыши. В центре ведущий – ребенок в маске кота (Васька-кот). Дети-мыши идут по кругу, проговаривая слова:

«Мыши водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот -

Разобьет наш хоровод!»

Хозяйка хвалит детей :

- Молодцы детки, убегали от котика, и котик с вами хорошо поиграл.

Рефлексия:

Хозяйка снимает с печи чугунок с картошкой, угощает детей.

Вы хорошо рассказывали потешки, играли.

Обобщающая беседа хозяйки по вопросам:

- Где мы сегодня побывали?

- С чем познакомились?

- Как называют русскую печку?

- Почему ее так называют?

- Что вам больше всего понравилось сегодня делать?

- Что запомнилось?

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 23:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Мацюпа в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД