Оксана Мацюпа
Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
▼ Скачать + Заказать документы
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» в младшей группе
Цель: Формирование у детей первичных представлений об истоках культуры, приобщение к русскому фольклору.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Занятие по приобщению детей к истокам русской культуры „Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча“» размещена в разделах
- Познакомить детей с устройством русской избы, с её главной достопримечательностью – печью.
- Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
- Познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват.
Развивающая:
- Пополнить словарный запас детей новыми словами : печка-матушка, чугунок,
ухват, калитки.
- Прививать осторожность в обращении с горячими предметами.
- Активизировать речь детей, изображая звуки животных.
Воспитательная:
- Воспитывать у детей любовь к родному краю.
- Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети приходят в гости к хозяйке избы.
Хозяйка:
- Здравствуйте гости дорогие! Очень рада вас видеть! Я - хозяйка избы. Нравится вам у меня?
- Вы, посидите, отдохните, да послушайте загадки.
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь)
- Барыня-сударыня толста и бела, щей да каши наварила, пирогов напекла (Печь)
Хозяйка:
- Как вы думаете, ребята для чего в деревенской избе ставили печь? Для чего она нужна? (ею отапливали избу, в ней готовили)
- Чем топили печь? (Дровами)
Основная часть:
Хозяйка показывает все части печи: где лежат дрова, где лежанка, где готовили еду.
- В старину, печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет. В печке готовили еду, грели воду, спали на ней, варили щи да кашу. Печь держали в чистоте и украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. Её так и называют – печка-матушка. Если голоден – щами угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.
- Послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Хозяйка:
- Дети, а ваши мамы в чем варят суп да кашу? (в кастрюле)
- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот таких чугунках /показ/. Их ставили в печь на горящие угли и варили. /показывает устье печи, в котором дрова и угли.
- Ой, а как же поставить такой чугунок в печь? Можно обжечься.
- Чем берут ваши мамы горячие кастрюли с плиты? (прихватками, полотенцем)
- Если я возьму полотенце, оно загорится и можно обжечься. А с огнем надо быть осторожнее, отходить от него подальше. Как же мне поставить чугунок в печь?
- У меня есть вот такой ухват (показ). Раньше, чтобы не обжечься брали такой ухват и ставили чугунок в печь (хозяйка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи).
- Чем я поставила чугунок в печь? (ухватом).
- Что я поставила в печь с помощью ухвата? (чугунок)
Хозяйка:
На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные. А вот какие, вы мне сейчас назовете!
Игра-имитация «Кто как кричит».
Показывает детям предметные картинки и предлагается назвать, какие звуки издает то или иное животное:
Кот – мяу-мяу, мур-мур; коза –ме-э-э; свинья - хрю-хрю; мышь- пи-пи-пи; барашек – бе-э-э.
Хозяйка хвалит детей.
Хозяйка:
- А куда это мой кот Васька делся? (Он на печке).
-Ай да Васька. Печка теплая, он пригрелся, да уснул. Давайте позовем его! Кис-кис-кис! (Хозяйка берет кота и подносит к детям)
- Вот он, какой у меня пушистый. Погладьте его. (Дети подходят, гладят)
Хозяйка:
- А еще он любит потешки слушать.
-А вы знаете потешки про кота? /Да/
- Тогда присаживайтесь, а мы с котиком послушаем! /дети поочередно подходят к хозяйке, берут в руки кота и рассказывают потешки
Как у нашего кота,
(руки на поясе; повороты туловища вправо-влево)
Шубка очень хороша,
(гладим себя от плеча до запястья)
Как у котика усы,
(«подкручиваем» усики)
Удивительной красы,
(ладошки к щёчкам и качаем головой вправо-влево)
Глазки смелые,
(моргаем глазками)
Зубки белые (показываем зубки)
Хозяйка:
- Какую хорошую потешку вы рассказали котику, она ему понравились. Котику стало хорошо, что он заснул. Отнесу-ка я его на любимое место.
- А где его любимое место? /на печке/.
- Вы хотите поиграть? /Да!/
Игра называется: «Васька кот»
Ребята становятся в круг, держатся за руки. Это мыши. В центре ведущий – ребенок в маске кота (Васька-кот). Дети-мыши идут по кругу, проговаривая слова:
«Мыши водят хоровод,
А на печке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот -
Разобьет наш хоровод!»
Хозяйка хвалит детей :
- Молодцы детки, убегали от котика, и котик с вами хорошо поиграл.
Рефлексия:
Хозяйка снимает с печи чугунок с картошкой, угощает детей.
Вы хорошо рассказывали потешки, играли.
Обобщающая беседа хозяйки по вопросам:
- Где мы сегодня побывали?
- С чем познакомились?
- Как называют русскую печку?
- Почему ее так называют?
- Что вам больше всего понравилось сегодня делать?
- Что запомнилось?