Надежда Пешкова
Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета прежде смеха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения.
Задачи:
Закреплять знания культурного поведения за столом.
Продолжать обогащать словарь детей различными формами слов – приветствий.
Развивать творческие способности детей, выразительности речи.
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
Предварительная работа: раздать детям стихи и загадки по теме, чтение сказок, на утреннем приеме игра Назови противоположное слово, ласковые слова.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка «Улыбка».
Публикация «Занятие по этикету в подготовительной группе „Правила этикета прежде смеха“» размещена в разделах
- День смеха. 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Вос-ль: - Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: - Здравствуйте.
Вос-ль: - Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?
Дети: – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.
Вос-ль: - Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово – приветствие?
Дети: - Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.
Вос-ль: - А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?
Дети: - Да, потому что они друзья.
Вос-ль: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.
Сегодня утром в раздевалке я нашла конверт. В нем картинки и письмо, сейчас прочтем. «Дорогие ребята группы «Светлячок» разгадайте слово по первым буквам названий картинок и подскажите мне, что оно значит? И ответьте на вопросы. Если я увижу своего воспитателя, но она будет на противоположной стороне дороги. Я на всю улицу закричу «Марья Ивановна, привет!» правильно ли я поступлю? Мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил? Как мне быть, если я опоздал в театр? Однажды я пришел в гости к ребятам и увидел, как они безобразно вели себя за столом. Я ушёл. Правильно ли я сделал?» Ваш Незнайка.
Вос-ль: Дааа вот сколько много вопросов у Незнайки к нам ну что ж будем разбираться…Итак Первый вопрос картинки. (этикет) что такое этикет?
Дети: - Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.
Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?
Дети:- Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т. д.
Вос-ль:- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?
Дети: - Здравствуйте.
Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Об этом второй вопрос Незнайки. Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были. Ребята, а кто знает, что означает это слово?
Дети: - Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.
Вос-ль:- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т. е. будь здоров, не болейэ, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте». А вот Незнайка и не знает вежливых слов. Каких слов не хватает в его письме?
(здравствуйте, пожалуйста)
Ребята раньше давно-давно, когда еще ваши прабабушки может даже и бабушки были маленькими как вы, не было детских садов и как вы думаете кто их учил этикету? Правильно мамы конечно, чаще всего через сказки.
В русских народных сказках очень хорошо видно знают герои правила этикета или нет. Вот например
В сказке «гуси –лебеди» помните, как девочка разговаривала с печкой, яблонькой и речкой, когда братца искать побежала? (Грубо, не вежливо, а когда обратно бежала она просила ласково и спасибо говорила.
Дети:- По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:
- Здравствуй девица.
- Здорово старик.
- Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?
- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Вос-ль: - Ребята, как мачехина дочка отвечала?
Дети:- Грубо, невежливо
Вос-ль: - Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?
Дети:- Здравствуй Морозко, здравствуй батюшка. Ласково.
Вос-ль: - Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали
Итак, на два вопроса Незнайки мы ответили, очень хорошо, осталось еще несколько вопросов: «Мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?
Ребята, как мне быть, если я опоздал в театр?
Вот тут есть несколько картинок давайте их рассмотрим, может быть мы найдем правильные ответы на вопросы.
1. встреча двух друзей. Воспитатель спрашивает: “Как друзья приветствуют друг друга?” (Привет, здравствуй.) “Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?” ( Ответы детей: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)
2. мальчику дарят подарок «что при этом скажет мальчик? А если подарок ему не понравился?»
3. ребенок опоздал в театр, на представление, в цирк
Дети рассматривают иллюстрации обсуждают ответы
Молодцы, здорово справились с заданием. Предлагаю поиграть и размяться, приглашаю всех на ковер.
Физминутка «Угадай по голосу».
Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал вежливое слово. Через два-три слова ведущий меняется. (Можно заменить загадками)
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
Говорит Лиса Матрё на:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)
Восп-ль: Ну что дорогие друзья у нас остался один вопрос от незнайки он звучит так: Однажды я пришел в гости к ребятам и увидел, как они безобразно вели себя за столом. (ковырялись в зубах и носу, разговаривали во время еды, сложили локти на стол, а один даже на столе лежал и ел лёжа) Я ушёл. Правильно ли я сделал?». (ответы детей)
Хорошо, а как надо вести себя за столом? молодцы Ответы приняты. Кстати в ковыряться в зубах или носу это ведь привычка, а привычки бывают разные, полезные и вредные, например, мыть руки перед едой – это какая полезная привычка? А чистить зубы перед сном; пользоваться носовым платком; дразнить и обзывать детей; грызть ногти; стричь ногти? (ответы детей)
“Ребята, как вы думаете, какого человека называют воспитанным?” (Ответы детей.) “Да, воспитанным называют того, кто и без воспитателя, и без учителя, и без родителей ведёт себя правильно, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета?» (Ответы детей.)
Вос-ль: - Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.
Я рада, что вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз. ( ответы детей: человек должен быть вежливым, человек должен быть воспитанным, человек должен быть доброжелательным, человек должен иметь только хорошие привычки.
Так ответить на вопросы то мы ответили, а как мы теперь Незнайке передадим ответ? (ответы детей). Мне кажется друзья. Что можно еще и на видео записать и по электронной почте отправить, если вы не против, тогда сегодня и начнем снимать, например, за обедом мы снимем ответ на вопрос: «как нужно правильно кушать и чем?» Завтра на занятии мы можем снять ответ на вопрос: «как вести себя если опоздал?» А утром и на прогулке, - как и с кем правильно здороваться; еще мы заснимем загадки для незнайки. Затем смонтируем фильм и отправим по почте. Согласны? Вот здорово. стихотворение
Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость. И не забывайте про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт.
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.
Сотни правил в этикете
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста, уж, дети,
Вы не огорчайте нас!
Подрастая, изучайте,
Изучайте этикет.
Изучая, подрастайте,
И живите много лет!
В жизни Ваше воспитание
Ждут большие испытания.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
Говорит Лиса Матрё на:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)