Ольга Хаяркина
Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебное мыло»
▼ Скачать +Заказ
«Волшебное мыло»
Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
2. Развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память; развивать исследовательские умения детей.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебное мыло“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитывать культурно – гигиенические навыки, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое, социально-коммуникативное.
Материалы и оборудование: теплая вода, мыло различных видов (жидкое и туалетное); тарелочки; пластиковые стаканчики, трубочки; салфетки; средство для мытья посуды; глицерин, ложечки, мыльные пузыри, фартуки для работы.
Ход проведения ОД:
Воспитатель: здравствуйте, ребята!
Ребята, я приглашаю вас отправиться со мной в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: верно. Лаборатория — это помещение для проведения различных опытов, наблюдений и исследований. А хотели бы вы на время стать учеными и побывать в лаборатории?
Дети: да!
Воспитатель: тогда закрывайте свои глазки и повторяйте за мной:
1,2,3 вокруг себя повернись и в лаборатории очутись!
Воспитатель: ну вот мы с вами и очутились в лаборатории.
Воспитатель: для того, чтобы узнать с каким материалом мы будем проводить опыты, отгадайте мою загадку:
У каждого в ванной
Есть хитрая штука
Отмоет от грязи
И тело, и руки.
Смотрите, чтоб в глаз
Оно не попало.
Защиплет тогда,
Не покажется мало!
Дети: мыло.
Воспитатель: молодцы, угадали, это мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, услышим его запах, и даже сделаем мыльные пузыри из него.
Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие! Прежде чем начать эксперимент, нужно ознакомиться с правилами поведения в лаборатории:
Правила поведения в лаборатории.
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Не пробуй ничего на вкус.
4. Сначала внимательно послушай, а затем выполни.
Воспитатель: все запомнили? Тогда давайте наденем защитные фартуки и пройдём к первому столу.
На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла разной формы и цвета, натертое мыло, трубочки, стаканчики с теплой водой, ложечки, салфеточки по количеству детей.
Воспитатель: ребята, вы можете внимательно рассмотреть мыло.
Дети трогают мыло, нюхают его, передают друг другу.
Воспитатель: какое мыло на ощупь?
Дети: твердое
Воспитатель: какое мыло бывает по форме?
Дети: квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т. д.
Воспитатель: какое мыло бывает по цвету?
Дети: разных цветов.
Воспитатель: какое мыло бывает по запаху?
Дети: ароматное, душистое.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?
Дети: чтоб руки были чистые, чтоб убивать микробы и т. д.
Воспитатель: верно. А теперь давайте проведем наш первый опыт. В прозрачные стаканчики налита вода.
Воспитатель: какая вода? А какого цвета?
Дети: тёплая, без цвета - чистая и прозрачная.
Воспитатель: отлично. У вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте ложкой насыплем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом?
Дети: мыло растворяется в воде.
Воспитатель: какая стала вода, после растворения в ней мыла?
Дети: мутная
Воспитатель: теперь, возьмите трубочку и попробуйте пустить пузырь. Получается?
Дети: нет.
Воспитатель: давайте сделаем вывод: Мыло бывает разной формы, разного цвета и разного аромата. Мыло может быть твердым. Из твердого мыла мыльные пузыри не получаются. Теперь вытирайте руки салфетками и перейдем ко второму столику.
На втором столе разложены стаканчики/бутылочки с жидким мылом, трубочки, стаканчики с теплой водой, ложечки, салфеточки по количеству детей.
Воспитатель: что вы видите на этом столе?
Дети: бутылочки, мыло, жидкое мыло.
Воспитатель: правильно, это тоже мыло. Интересно, а почему мыло в бутылочке?
Дети: оно жидкое.
Воспитатель: а почему оно называется жидким?
Дети: потому что мыло течет, может разливаться.
Воспитатель: а теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде.
Воспитатель: какого цвета стала водичка?
Дети: мутная.
Воспитатель: а что произошло с мылом?
Дети: оно растворилось.
Воспитатель: теперь обмакните трубочку в раствор и попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получаются?
Дети: нет.
Воспитатель: давайте сделаем вывод: мыло может быть не только твердым, но и жидким. Из жидкого мыла мыльные пузыри не получаются.
Воспитатель: ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку.
Физкультминутка «Мыло бывает разным»
Мыло бывает
Разным – преразным:
Синим, зелёным,
Оранжевым, красным.
Но не пойму,
Отчего же всегда
Чёрной – пречерной
Бывает вода?
Чтобы дать микробам бой,
Моем руки мы с тобой. идут по кругу, держась за руки
«моют» руки
повороты туловища в стороны, раскрыв руки
«волны» руками перед собой
хлопки в ладоши
потирают ладони о ладонь
Воспитатель: а теперь я приглашаю вас к третьему столу.
На третьем столе разложены стаканчики с жидкостью для мытья посуды, бутылочки глицерина, трубочки, стаканчики с теплой водой, ложечки, салфеточки по количеству детей.
Воспитатель: сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Как вы думаете, что у меня в руках? Правильно, это средство для мытья посуды или по-другому мыло для посуды.
Воспитатель: ребята, давайте узнаем получатся ли у нас мыльные пузыри из средства для мытья посуды?
Воспитатель: для этого нам нужно приготовить волшебный раствор. Посмотрите, как его можно сделать: в стакан с теплой водичкой мы добавляем мыло для посуды, добавим немного специального средства под названием «глицерин». Вы знаете, что такое глицерин?
Дети: нет.
Воспитатель: глицерин — это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими.
Воспитатель: нам нужно добавить его совсем немного. Наш раствор для мыльных пузырей готов.
Воспитатель: посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?
Дети выполняют опыт и пробуют по очереди надувать мыльные пузыри.
Воспитатель: молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. Давайте сделаем вывод: из мыла для посуды и глицерина получаются волшебные мыльные пузыри. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Снимайте специальную одежду. Теперь давайте закроем глаза повторим вместе:
1,2,3, повернись, в детском саду снова очутись!
Воспитатель: ребята, присаживайтесь на стульчики/ковер.
Рефлексия:
Воспитатель: расскажите, где мы побывали сегодня?
Дети: в лаборатории.
Воспитатель: какое бывает мыло?
Дети: жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом.
Воспитатель: для чего нужно мыло?
Дети: для уничтожения микробов.
Воспитатель: кто запомнил из какого мыла можно сделать раствор для мыльных пузырей? А что в него нужно добавить?
Дети: жидкость для посуды, мыло для посуды, глицерин.
Воспитатель: молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Но, к сожалению, пришла пора прощаться. А чтобы вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки - мыльные пузыри.