Мария Кабанова
Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с природными явлениями - вулканами, их строением, причиной извержения, показать эксперимент - извержение вулкана.
Задачи:
- дать детям начальное представление о вулканах;
- формировать интерес к окружающей природе;
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта, воспитывать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности, волевые качества.
Оборудование:
иллюстрации с изображением вулканов, поднос, муляж вулкана, сода, уксус, гуашь, моющая жидкость, листы бумаги, карандаши.
Публикация «Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать волшебниками. А о чем сегодня пойдет речь вы узнаете отгадав загадку.
«Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Дети: Вулкан!
В. : Посмотрите на иллюстрации, на что похож вулкан?
Д. : На треугольник, конус.
В. : Верно, а что извергает вулкан?
Д. : Раскалённую лаву, пепел, камни.
В. : Я расскажу вам легенду про древнего бога Вулкана:
Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
В. : Дети, обратите внимания, что вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике, вулкан считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан.
А на что похожа верхняя часть вулкана?
Д. : На большую яму, воронку.
В. : Верно, и называется она кратер вулкана.
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века.
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
А теперь самое время превратиться в волшебников и заставим наш вулкан извергать лаву. Хотите посмотреть?
Д. : Да!
(Проведение опыта).
Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как - будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
В. : А сейчас, я вам предлагаю нарисовать вулкан и извергающуюся из него лаву, и мы сделаем выставку рисунков «Проснувшийся вулкан».
(Зарисовка эксперимента).
В. : Мы отлично поработали, на сегодня наши исследования закончились, спасибо всем за работу.