Татьяна Багира
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Солнце-источник тепла и света»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: изображение Солнца, животных, растений, предметов; листок для рисования, краски, кисточки для каждого ребенка.
Словарная работа: активизация словарного запаса детей.
Предварительная работа: чтение произведения Н. Носова «Незнайка на Луне».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность»,»Чтение художественной литературы».
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе „Солнце-источник тепла и света“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Ход занятия
Встреча с Незнайкой.
Ребята, к нам на занятие пришел Незнайка. Он недавно летал на Луну. Ему это так понравилось, что он решил отправиться еще в одно путешествие. Но не на Луну, а на Солнце, да вот беда: Незнайка ничего не знает о Солнце, давайте мы ему поможем узнать о том, что Солнце является источником света и тепла.
«Экскурсия» по группе.
Затем воспитатель предлагает вместе с ним обойти всю комнату группы, чтобы выяснить, что солнце — источник света и тепла. Дети останавливаются около растений (им нужен свет, без тепла и воды они засохнут); около аквариума (рыбки живут в воде, без света и тепла они погибнут); около живого уголка (животным нужны свет и тепло).
Во время «экскурсии» воспитатель рассказывает о том, что солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от солнца распространяются свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля бы погрузилась в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Незнайка задает детям поисковые вопросы, дети на них отвечают.
Незнайка благодарит детей за помощь и предлагает им нарисовать Солнце. В завершение работы дети проговаривают то, что Солнце является источником тепла и света и имеет большое значение для жизни на Земле.
Опыты
Воспитатель усаживает детей на ковер и просит посмотреть на Солнце. Затем спрашивает, что они ощущают, когда, закрыв глаза, обращают лицо к Солнцу, можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам. Выслушав ответы детей, продолжает рассказ: «Солнце — это раскаленное шарообразное тело. Это самая близкая к Земле звезда. Сравните с другими предметами с это раскаленное тело Солнце.
Дети сравнивают его с угольком, с горящей печкой, с раскаленным железом и т. д. Воспитатель продолжает : «Раскаленное вещество излучает свет, то есть светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут и 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть прямо: больно глазам. Кроме света, от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло. А еще, мы помним, что вокруг Солнца вращается 9 планет».
Воспитатель вместе с детьми ставит опыты.
Опыт №1
Кладут два камешка, один — на солнышко, другой — в тень, закрыв плотным деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Делают вывод о том, что на со- лице предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Опыт №2
Наливают в два блюдца воду; одно блюдце ставят на солнце, другое — в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода, и делают вывод о том, что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени. В конце занятия делают вывод : солнечный свет и тепло, которые Солнце распространяет во все стороны, необходимы для жизни на Земле.
Воспитатель добавляет, что если бы не было Солнца, то на Земле был бы сильнейший холод, и все живое погибло бы от него.
Продолжение рассказа воспитателя
Воспитатель продолжает рассказ и повторяет некоторые предыдущие положения: «Солнце всходит по утрам и заходит по вечерам. Растения растут и тянутся к свету. Если семечко посадить в теплую почву, оно прорастет быстрее и станет лучше расти.
Солнце находится на расстоянии 150 млн км от Земли. Это ближайшая к нам звезда. Она так раскалена, что состоит из газов. Из недр Солнца постоянно извергаются языки раскаленных газов.
Луна вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, поэтому идет смена дня и ночи. Солнечное затмение происходит, когда луна оказывается между Солнцем и Землей и заслоняет солнечный диск.
Что дает Солнце? Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы такая темнота и такой ледяной холод, что все живое не могло бы существовать.
Внимание! Никогда не надо смотреть прямо на Солнце, так как яркий свет вреден для глаз.
Рефлексия:
Что вы узнали о свете и тепле?
Выставка рисунков детей.