Светлана Жукова
Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе
«Что мы знаем о птицах?»
Программное содержание.
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни в зимний период, роли человека в жизни зимующих птиц.
Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.
Развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы. Картинки, фотографии с изображением птиц, карточки для дидактической игры «Распредели птиц по месту обитания», прямоугольные листы бумаги, пластилин.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель загадывает загадку :
- Рук нет, а строить умеет. (Птица)
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, просит детей назвать знакомых птиц, уточняет, где они живут, чем питаются. Вместе вспоминают, кто кормится у них на участке, каких птиц можно увидеть в нашей деревне. Выясняют, что все птицы приспособлены самостоятельно добывать корм, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.
Педагог беседует с детьми о птицах, живущих рядом и на территории детского сада, которых мы наблюдаем в течение года. Уточняет, какие это виды птиц, их внешний вид, особенности окраски и поведения.
Воспитатель рассказывает, что не всякий корм подходит для птиц. Пернатых угощают семенами подсолнечника нежареными, просом (но не пшеном, крошками белого хлеба, сушеными ягодами, орехами.
Дети рассматривают просо и пшено, выясняют различие.
Воспитатель предлагает послушать запись голосов некоторых птиц и попробовать узнать, кто поет. Звучит фонограмма «голосов» птиц.
2-я часть. Вместе с воспитателем дети выявляют, что птицы летают, потому что у них:
1) широкие крылья и хвост;
2) легкие перья с полым стержнем;
3) плотные и жесткие маховые перья;
4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.
Воспитатель предлагает провести опыт. Наблюдаем падение 2-х листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.
Воспитатель : - Почему бумажный шарик падает быстро вниз, а гладкий лист опускается, медленно планируя?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель с детьми обсуждают опыт:
- Расправленный лист при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Так и птицы, во время полета расправляют крылья и хвост, которые создают опору на воздух. Взмахи крыльями позволяют птице лететь, опираясь на воздух.
Экспериментальным путем выясняем, как особенность питания - птицы едят понемногу, способствует полету. Дети разбиваются на пары, из бумаги делают самолетики, пробуют их запускать в полет. После из пластилина скатывают мелкие шарики – «зернышки», один ребенок в паре помещает в самолет 4-5 «зернышек», другой – небольшой кусок пластилина.
Дети пробуют запускать самолетики, наблюдают за результатами полета.
По результатам наблюдения делаем выводы: самолетик с малым количеством «зернышек» летит дольше и дальше, чем самолет с куском пластилина. Так и птицам, если они съедают корм понемногу, им легче летать.
Рассматриваем картинки с изображением воробья и галки, воспитатель обращает внимание на разницу в размерах птиц. Просит детей вспомнить, каким образом эти птицы передвигаются по земле (скачет, шагает, и подумать, почему они так передвигаются. Дети высказывает свои объяснения. Если дети затрудняются объяснить, задает наводящие вопросы.
3. Дидактическая игра «Распредели птиц по месту обитания».
- Послушайте внимательно следующее задание. У нас на столах лежат изображения птиц и картинки с местами их обитания. Каждый из вас, кому передан мяч, должен взять одну карточку с изображением птицы и поместить птицу в свою среду обитания.
Дети, перебрасывая мяч друг другу, выполняют задание, группируют птиц по месту обитания.
Лес: глухарь, поползень, клёст, дятел, сова.
Водоё мы: утки, лебеди, гуси, цапли.
Город: синица, воробей, ворона, голуби.
Горы: орел, ястреб.
Воспитатель : - Ребята, вы сегодня отлично справились с заданиями, мы с вами выяснили некоторые особенности строения птиц и их образа жизни. Птицы наши соседи, нам интересно за ними наблюдать, нравится слушать их пение, и мы рады помочь им в суровое время года:
- Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
(отрывок из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (2)
Используемая литература и другие ресурсы:
1. С. Н. Николаева.
Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
2. электронный ресурс: rustih.ru.