Елена Бондарчук
Занятие по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста
«Лес - наше богатство»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям; учить правильному поведению в природе.
Задачи:
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
образовательные: уточнить и расширить представления детей о лесе, как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения и животные находятся в тесных взаимосвязях; учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса.
развивающие: развивать логическое мышление; способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой; координацию движений с речью.
воспитательные : продолжать воспитывать экологическое сознание; закреплять правила поведения в лесу.
Оборудование: панно с изображением леса, дидактическая игра «Пищевые цепи», шапочки (маски) диких животных (медведь, сорока, заяц, еж, белка, иллюстрации правил поведения в лесу.
Ход занятия:
Воспитатель : Загадывает загадку: Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
-Чудеса увидишь в нем.
-О чем эта загадка?
-Дети: О лесе?
Составление картины «Удивительный Лес» на фланелеграфе.
-Скажите, что растет в лесу? (деревья, кусты, трава, цветы, грибы, ягоды, орехи и т. д.)
-Ребята, лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.
-Как вы думаете, сколько этажей в лесу и как они называются? (ответы детей)
-Ребята, значит, куда мы поселим травянистые растения? (на первый этаж)
(дети выбирают и прикрепляют на фланелеграф траву)
-Дети, получился ли у нас лес? (нет)
-Почему? (потому что в лесу растёт не только трава)
-А что же растет в траве? (ягоды, грибы) (дети прикрепляют изображение грибов и ягод)
-А что же еще растет в лесу? (цветы) (дети прикрепляют изображение цветов)
-Дети, получился ли у нас лес? (нет)
-Почему? (потому что в лесу еще растут деревья, дети прикрепляют изображение деревьев)
-А куда поселим мы кусты? (рядом с деревьями)
-Почему? (потому что кустарники рядом растут, под деревьями и не дают дождям размывать почву, так как вода, скатываясь по листьям и веткам, медленно всасывается в землю) (дети прикрепляют изображение кустарников)
-Ребята, посмотрите, а какие же растения у нас остались? (морковь, капуста, лук)
-Почему? (потому что это садовые растения, они в лесу не растут)
-Дети, а сейчас у нас получился лес? (нет)
-Почему? (потому что в нашем лесу нет животных, птиц, насекомых)
-Давайте же поселим в наш лес животных, птиц и насекомых. Кто хочет поселить их в наш лес? (дети прикрепляют изображения животных, птиц и насекомых)
-Ребята, а теперь получился у нас лес? (да)
-Наш лес полон жизни, похож на огромный заселенный дом. Лес —это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом, как звенья в цепи. Ученые называют ее пищевой цепью. Первое звено в пищевой цепи — это лес, его растения с листьями, плодами, грибы, шишки. Второе звено в цепи — все те, кто питается растениями: мыши, зайцы, белки, кабарга, лось. Третье звено — охотники: колонок, лиса, соболь. Они питаются мышами и зайцами. Четвертое звено — это хищные птицы: коршун, сова звери: лиса, волк. Эти цепи переплетаются друг с другом. Звери, птицы, насекомые, растения — им друг без друга не прожить. Все они живут в сообществе леса.
Воспитатель и дети выкладывают с помощью картинок пищевые цепи.
Потом предлагают убрать растения.
-Что произойдет? Погибнут травоядные животные.
Дальше убираем из пищевой цепи птиц.
-Разведется много насекомых, которые съедят все растения.
Теперь уберем насекомых.
-Тогда некому будет опылять растения, не будет семян и плодов.
Дидактическая игра «Пищевые цепочки»
Правила игры воспитатель раздает карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепи, кто быстрее. Растения —гусеница — птица, растения – мышь — сова, растения — заяц — лиса.
Воспитатель подводит к выводу, что растения, насекомые, птицы, звери сплетены друг с другом в одну цепь, и отдельно им не прожить.
Физкультминутка «В удивительном лесу».
Встанем, надо наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать –не знал.
-Ребята, скажите растения живые или нет? Почему вы считаете, что они живые? Они растут, питаются, дышат.
Что необходимо для жизни растениям? (Вода, свет, тепло, почва)
Скажите, а что дает лес человеку?
А еще лес сохраняет здоровье человека. В лесу легко дышится, потому что листья на деревьях вырабатывают кислород, которым мы дышим. Поэтому в лесу самый чистый и полезный воздух. Лес – это наше богатство и здоровье. Но люди иногда забывают, что его надо беречь и охранять. Лесов становится все меньше и меньше. Леса вырубают на древесину, их уничтожают лесные пожары, кислотные дожди.
Устал лес, истощился, стали страдать лесные обитатели.
И вот однажды в один прекрасный день вывесил Медведь объявление: «Внимание, внимание! Птицы и звери, кому голодно, холодно, спешите на лесной совет!» Прочитали это лесные звери и поспешили на поляну. Прискакала к Косолапому Белка-пушистый хвост, Сорока-стрекотунья, Ежик-колючие иголки, да Заяц.
-Посмотрите на мою шерстку. У меня был такой красивый, пушистый хвост. А теперь. Куда делась моя красота? Это все из-за кислотного дождя — сказала Белка.
Прилетела Сорока-стрекотунья и кричит:
-Ой беда, беда! Что в лесу-то творится, повсюду мусор да деревья срубленные, даже гнездо свить негде!
Ежик-колючие иголки пожаловался:
-Голоден я нечем мне кормиться, еле ноги от пожара унес.
Заяц уши повесил и расплакался:
-Моего зайчонка ребятишки в детский сад забрали и поместили в какой-то «живой уголок». Как же он там жить будет, ведь его дом здесь в лесу.
Послушал всех внимательно медведь и сказал:
-Перестаньте реветь, слезами горю не поможешь. Давайте пошлем Сороку к Человеку. Пришел Человек на лесной совет, всех внимательно выслушал и задумался.
-Дети, как вы считаете, о чем Человек задумался? Если Человек и дальше так будет относиться к природе, то, все живое исчезнет на земле.
А, вы умеете вести себя правильно в лесу, не причиняя ему вред?
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» (воспитатель демонстрирует иллюстрации и вместе с детьми обсуждает как можно себя вести, а как нет)
-теперь мы с вами знаем, как правильно себя вести, чтобы не навредить природе. Поэтому вы заслужили медали «Юных экологов». (Воспитатель награждает детей медалями).