ОЛЬГА ШПАГИНА
Занятие по экологии «Юные защитники природы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 22 «Золотая рыбка» корпус 2 «Рябинка»
города Дубны Московской области
Занятие по экологии
«Юные защитники природы»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шпагина Ольга Викторовна
Г. Дубна, 2022 г.
Юные защитники природы
Публикация «Занятие по экологии „Юные защитники природы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: Прививать любовь к Родине, желание беречь и охранять её, развивать познавательную активность у детей.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу;
сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать;
формировать представление об экологических проблемах, которые возникают по вине человека;
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе; развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения, мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие;
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально –
положительное отношение к природе; воспитывать любовь к художественной литературе, музыке;
прививать трудовые природоведческие навыки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной
литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Оборудование и материал:
Торфяные горшочки, земля, лейки с водой, саженцы сосны, салфетки, фартуки для детей и воспитателя,
нарукавники для детей, клеёнка на столы, перчатки для воспитателя.
Наглядно – демонстрационный материал:
Мультимедийные презентации: «Правила поведения в лесу», «Матушка Земля», медали «Юные
защитники природы».
Аппаратное и программное обеспечение: телевизор (проектор, ноутбук (MS Power Point, звуки
природы.
Методические приё мы: Художественное слово, игровая мотивация, беседа, отгадывание загадки,
объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей,
физкультминутка, пальчиковая гимнастика, трудовая деятельность, использование ИКТ.
Словарная работа:
Правила поведения, питомник, саженцы.
Предварительная работа:
Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций
«Негативное отношение к природе», дидактические игры «Правила поведения в природе»,
«Безопасность в природе» решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
Ход:
Звучит музыка, дети становятся в круг, совершают ритуал приветствия.
Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки, на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной
руки пальцев другой руки.
Здравствуй солнце золотое, (Касаются большие пальцы друг друга)
Здравствуй, небо голубое, (Касаются указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок (Касаются средние пальцы)
Здравствуй, синий ручеёк, (Касаются безымянные пальцы)
Все живём в одном краю, всех я вас приветствую! (Касаются мизинцы обеих рук и ладошки
открываются).
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои лучезарные улыбки нашим гостям, чтобы у всех
было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, в каком краю мы живем? (В Мордовии). Да, ребята, наша Мордовия богата
природой, скажите, что относится к природе? (леса и поля, реки и озёра и др.) А можно назвать
человека частью природы? Как вы думаете (Да) Почему? Хотите послушать сказку? Предлагает детям
сесть на стульчики (Показ презентации «Матушка Земля»)
Воспитатель сопровождает показ словами: В некотором царстве, в некотором государстве жила - была
матушка, и звали ее Земля.
Мудрая Матушка Земля над поверхностью своей распахнула Небо, чтобы все могли дышать, а птицы в
воздухе летать.
Мудрая матушка Земля так щедро расплескала воду, чтобы все живое могло пить ее и получить
свободу. На каменный покров тонким слоем землю наложила, чтоб для большинства ее детей
кормилицей Земля была и уютным домом стала. Мудрая матушка Земля Человека сотворила, чтоб
помощником он верным был, защитником и другом для природы.
Воспитатель: Я - дочь матушки Земли, посланник леса и реки. Пришла к вам за помощью. Я пришла к
вам не случайно, потому что только вы, можете помочь природе и детей ее спасти. Готовы ли вы
помочь? Я превращаю вас в помощников природы. Теперь вы, не Тани и Вани, а капельки, тучки,
цветочки, листочки. Я приглашаю вас на прогулку.
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли (шагают вместе с воспитателем,
За природой наблюдали (смотрят по сторонам,
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос,
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами,
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа,
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают,
В ладошку ягоды собрали (собирают,
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И несколько не устали!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ой, что это? Посмотрите, что здесь произошло? Текла река по берегам волнистая,
игристая да такая чистая!
Но случилась вдруг беда, и откуда, и когда? Вырос будто из земли на другом конце реки огромный
завод, много труб - один отвод. Начал речку загрязнять. Что же люди теперь, не помогут бедной ей?
Но человек стал забывать, что богатства природы не бесконечны, и зачастую он берет от природы
больше, чем сможет отдать ей. Книга природы открывает для нас всё, но ее могут читать только те, кто
бережёт ее. Каждый по-своему любит и по-разному к ней относится. Один посадит деревце, вылечит
раненую птицу, не разрушит птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы на полянке, не пожалеет ни
бабочек, ни пчел, забросает банками, склянками лужок, ручеек. Что мы можем сделать для того, чтобы
помочь реке? (выслушиваются все предложения детей)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он красив и ярко – красен.
Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)
Игра «Огонь-друг, огонь-враг»
Воспитатель: Огонь - друг человеку, когда? Как вы думаете? (дети перечисляют). Но когда попадает он
в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему,
то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям.
Недаром есть пословица ’Дерево с огнем не дружит’. И если небрежно обращаться с огнем – может
прийти беда! А что может произойти? (пожар) Можно разводить костёр около деревьев? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, видите, что может случиться с природой по
вине человека? (Пожар) При пожаре погибнет всё : и деревья, и животные, и цветы, и насекомые, и
птицы. Языки пламени уничтожат всё на своём пути. Очень трудно бороться с такими сильными
пожарами, даже людям такой профессии как показано здесь, как называется эта профессия? Деревья не
могут уже расти, они обгорели. С помощью техники распиливают больные деревья, расчищают место
после пожара, подготавливают землю, чтобы посадить новый лес. Человек всегда может исправить свои
ошибки, задуматься над своим жестоким поведением к природе. Есть такое место, где выращивают
новые деревья. Это место называется питомник (воспитатель проводит словарную работу).
Совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю посадить саженцы, взамен сгоревшим деревьям.
(Словарная работа) Их привезли из питомника, согласны? Давайте повяжем фартуки и наденем
нарукавники. У нас есть горшочки с землёй, перемешанной с песком и саженцы. (Рассматривают
саженцы).Как вы думаете, какое дерево вырастет (Сосна) А почему вы так думаете (Называют
характерные особенности сосны) Я посажу саженцы в землю. Делаем с помощью совка углубление в
горшочке. Какую часть мы помещаем в землю? (Корень) А какие ещё части дерева вы знаете? (Ствол,
ветви, листья, плоды). Углубляем корень в землю, присыпаем землёй, прижимаем землю у ствола. Для
чего мы это делаем? (Чтобы дерево не наклонилось, прямо росло). (По ходу посадки следующих
саженцев воспитатель рассказывает детям о пользе сосны для человека). Вот и всё! Теперь будут расти
у нас саженцы, правильно, ребята? (Нет, нужно их полить, без воды деревца не будут расти).
Воспитатель хвалит детей за находчивость. Правильно, вода с питательными веществами поднимается
от корня к стволу, от ствола к веткам, листьям, плодам. Хотите сами полить саженцы, помочь мне?
(Дети поливают саженцы в горшочках из леек). Я думаю, вы вместе с воспитателями, будете заботиться
о саженцах, а когда они окрепнут, посадите их на участках детского сада или с родителями возле дома.
Воспитатель: Друзья природы составили и придумали «Правила поведения в лесу», правила о том, как
человеку нужно вести себя. Мы с вами говорили, что нельзя разводить костры около деревьев. Обратите
ваше внимание на экран, давайте вспомним правила (дети называют правила поведения в природе). Что
случится, если люди не будут выполнять эти правила? ( высказывания и рассуждения детей: Исчезнут
цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет унылым,
некрасивым).
Воспитатель подводит итог чтением четверостишия:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (В. Берестов)
Воспитатель: Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня я решила
посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – человек, который любит, бережёт и охраняет
её. Вручаю вам медаль «Юные защитники природы». Я думаю, вы будете беречь и охранять нашу
Землю-матушку, она вас благодарить за это будет.
Нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова:1,2,3-обернись и в детишек превратись.
Подведение итогов (дети перечисляют, что они делали на протяжении совместной деятельности с
воспитателем)
Воспитатель читает стихотворение (встают в круг, держась за руки) :
Давайте будем -
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как рыба – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце -
Со всеми нами!
В конце занятия воспитатель вручает детям горшочки с саженцами.
Литература:
Кондратьева Л. Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс», 2001.
Николаева С. Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.
Грехова Л. И. В союзе с природой. М. : Илекса, 2000.