Емельянова Ирина Алексеевна
Конспект занятия по экологии в средней группе «Кто живёт в лесу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в средней группе
Тема: Кто живёт в лесу?
Вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая) Образовательные области: «Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка»
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе „Кто живёт в лесу?“» размещена в разделах
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Проблема: Воспитание у детей эколого-биологических взглядов на окружающий мир посредством познавательной видовой деятельности; бережного отношения к природе ее флоре и фауне.
Цели и задачи:
«Познание»
- расширять представления детей о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида.
-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;
«Социализация»
- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности
- Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;
-воспитывать любовь к родному краю, животным леса;
«Коммуникация»
Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).
«Физическая культура»
- обогащать двигательный опыт детей
- Развивать мелкую моторику рук
«Безопасность»
-формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого
«Художественное творчество»
- закреплять знания о красоте леса;
- помочь увидеть красоту природы;
«Здоровье»
- формировать привычку здорового образа жизни
«Чтение художественной литературы»
- Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;
«Музыка»
- приобщать к слушанию звуков леса.
Оборудование: видеоматериал, компьютер, шапки-маски: медведя, зайца, белки, лисы; изображения жилищ животных большого размера, д/и «Собери картинку», картинки деревьев: березы, ели, сосны, картинки дупла, берлоги, кустов, норы,, презентация «Правила поведения в лесу», «Дикие животные леса», аудиозапись «Звуки природы» трафареты диких животных, манная крупа, салфетки, клиенки и клей.
Способы:
Словесные: Вопросы к детям, загадки про лесных жителей.
Наглядные: Рассматривание изображений лесных животных и их жилищ.
Практические: д/и «Найди свой дом», д/и «Собери картинку», «Найди деревья», п/ и «Зайка серенький сидит».
Словарная работа: Дупло, берлога, нора, логово.
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.
Ход занятия:
Дети сегодня вас ждет замечательное путешествие в лес. Но в начале, я хочу вас спросить. Для чего нам нужен лес? Вы любите животных? Дети отвечают.
Да ребята лес наше богатство и животный мир леса очень разнообразен (раздается стук в дверь).
Появляется почтальон и передает письмо, запечатанное в конверте от лесных жителей.
Воспитатель: открывает письмо и зачитывает:
«Здравствуйте дети. Мы лесные жители хотим вас пригласить к себе в гости! Чтобы вы узнали много нового и интересного, о нашем доме, поиграли и выполнили все наши задания. Мы думаем, что вы знаете, как нужно вести себя в лесу! Будем рады вас видеть!».
- Воспитатель: Ребята вы готовы отправиться в гости к лесным жителям?
- Дети: да.
- Воспитатель: Тогда закрывайте глаза, нам нужно сказать волшебные слова.
Повторяем за мной.
Круг волшебный покружись
Поскорей в лесу окажись.
Открываем глаза. (Включается видео леса)
Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво.
Воспитатель: Скажите, а кто живет в лесу?
Дети: звери, птицы, насекомые.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели превратиться в лесных животных? А каких лесных животных вы знаете?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю девочек выбрать маски тех животных, которыми они хотят стать на время нашего путешествия. И мальчики подойдите и выберите, того кем вы хотели бы стать.
Дети одевают маски и выстраиваются по кругу.
– Ребята, а сейчас я вас попрошу показать повадки животных, как у нас говорит волк, медведь, лиса, показать, как они делают повадки свои (при помощи жестов изображаем диких зверей).
Дети рассаживаются по стульям.
- Вот посмотрите на наших диких зверей и послушайте их голоса.
- Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним правила поведения в лесу, о котором нам говорили жители леса. Знаете ли вы их сейчас мы это проверим! (Включается презентация с правилами поведения в лесу).
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери картинку». Скажите ребята, а в лесу живут только взрослые звери? ( Дети отвечают: живут и детеныши)
Сейчас мы с вами по подгруппе детей, поиграем в игру, поскольку вы превратились в животных, мы с вами разделимся. Зайчики будут собирать свою картинку (зайчонок и зайчиха, лисички (лисенок и лиса, медведи (медведица-мишка). (картинок разрезных на каждую подгруппу детей по 2 штуки). Поиграем еще раз только в этот раз вы будете собирать картинку, других животных, меняем картинки животных по подгруппе (зайчики собирают, лисицу и лисенка, медведи собирают, зайчика и зайчиху и т. д.)
- Воспитатель: Молодцы ребята собрали все дружно свои картинки. Лесные жители очень довольны, что вы умеете вести себя в лесу.
- Воспитатель: А сейчас ребята проходите на свои места и я вам загадаю загадки.
«У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая»
- Кто это? (заяц)
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его. (медведь)
Пушистая и рыжая
На дереве живет.
Сильными зубками
Орешки все грызёт.
(Белочка).
Эта рыжая плутовка
Может влезть в курятник ловко,
С петушком в лесок умчится.
Как зовут ее? (Лисица)
- Воспитатель: Молодцы с загадками вы справились. А вот справитесь ли вы с подвижной игрой. Сейчас наши лесные жители проверят. Насколько вы внимательны.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
(Дети стоят)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
(Дети присели, ручки подняли, как ушки у зайки и двигают ими)
Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть.
Вот так и вот так
Надо лапоньки погреть.
(Дети встают и хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.
Вот так и вот так
Надо зайке поскакать.
(Дети прыгают на месте)
Волк зайчишку испугал,
Зайка прыг и убежал.
(Дети бегают и садятся на свои стульчики)
После игры дети рассаживаются.
-Воспитатель: Ребята, скажите, а какие деревья растут в лесу?.Зачем нам нужны деревья?
-Дети отвечают: сосна, береза, ель.
Проводится Д/и «Найди деревья». Дети по подгруппе животных (одетые в маски). Находят деревья, и объясняют ее название, и какое это дерево хвойное или лиственное.
Зайчики – березку
Мишки – сосну
Белочки – елочку
Наши ребятки - зверятки отлично справились с заданиями лесных жителей. Вам нравиться наше путешествие в лес ребятки?.
- Воспитатель: Ребята вы знаете, где звери в лесу живут? Какие у них домики?
- ответы детей. (медведи живут в берлоги, лисы в норе, зайчики под кустом и т. д.)
- Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру д/и «Найди свой дом»
По кругу будут стоять стулья, на спинках стулья вы видите, приклеены домики животных. Ваша задача занять место на стульчике с той картинкой, каким животным вы являетесь. Медведи должны сесть там, где стулья с берлогой, зайчики с картинкой, где кусты, стулья все стоят вперемешку, игра на выбывание, кто не успеет сесть на стул и найти свой домик выбывает из игры. Посмотрим, какие звери у нас победят.
Ну что ж ребятки - зверятки вы отлично справились с заданиями лесных жителей. Им очень понравилось, что вы их посетили. Нам с вами пора возвращаться в детский сад, но перед тем как мы вернемся лесные жители хотят вас отблагодарить и подарить вам воздушные шарики, за ваши успехи и соблюдение все правил поведения в лесу.
Поощрение детей воздушными шариками.
А сейчас закрываем глаза и возвращаемся в детский сад. Произнесем волшебные слова: Раз, два, три, повернись, в детском саду окажись.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? И что нового вы узнали?
Завершающий этап:
А сейчас мы с вами пройдем в группу и вы сможете нарисовать животных леса, из манной крупы. А как мы с вами это сделаем я объясню в группе.
(Рисунки диких животных по заранее приготовленным трафаретам из манной крупы)
Самоанализ проведенного занятия
Проведенное занятие с детьми 4-5 лет показало, что дети знают, где живут дикие животные, что у каждого жителя леса есть свой дом, различают диких животных по внешним признакам, а также умеют отличать взрослого животного и их детенышей от других своих собратьев. Дети среднего возраста обогащают свой словарный запас, умеют сопоставлять предметы друг с другом, проявляя ЗУН и развивая познавательные способности посредством сюжетной линии и коммуникативно доносить суть увиденного перед ними (картинки, презентации, видеоролики и т. д.). В этом возрасте они сопоставляют свои действия с действиями тех или иных персонажей (в данном случае диких животных, различают при помощи слухового аппарата звуки животных, угадывая к какому животному он относится. Единственное в чем они затрудняются, так это в объяснении правил поведения в лесу, то есть наглядно понимают, что изображено на картинке, но сформулировать точно ввиду своего возраста еще не могут. В целом занятие по экологическому воспитанию прошло, успешно, проблему, поставленную в начале мероприятия мы решили путем среды (провокации, наличии нужного материала. Основной нашей функцией и задачей заключалось в воспитании у детей бережного отношения к природе, через информационно-коммуникативные и наглядно-дидактические технологии воспитания детей, чувство экологического воспитания.