Зуфарова Рамиля
Занятие по экологии в подготовительной группе с применнением ИКТ «Конец осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в подготовительной группе с применением ИКТ " Конец осени"
Составил: Зуфарова Р. М
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
Публикация «Занятие по экологии в подготовительной группе с применнением ИКТ „Конец осени“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приё мы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Оборудование и материал:компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений Ф. Шопен-«Осень».Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, лупы, две коробки (с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: "Осень на пороге" Николай Сладков; «Листопадничек» И. Соколов-Микитов; Владимир Сутеев "Яблоко",РНС "Мужик и медведь"; Виталий Бианки "Осень" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь"; Н. М Грибачев "Рыжие листья";стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- Ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать, что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка. Попробуем это сделать?
Ответ детей-да.
Воспитатель: Давайте проверим (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись? (Экран)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. (удивляется) Что это?
Ответ детей- (дети читают-ЭКРАН)
Воспитатель - оказывается ребята это экран с заданиями.
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.) Нам нужно узнать что это за волшебный экран и что он нам приготовил. Ребята,давайте об этом узнаем.
(Дети смотрят на экран,на экране изображены задания,смотрят на них,но не знают от кого эти задания)
Воспитатель – А сейчас ребята на экране появилось письмо (читает письмо от осени, в это время звучит красивая мелодия)
Дорогие ребята! Пишет вам Осень!
Одни говорят, что я заканчиваюсь, другие говорят, что зима уже наступила. Я не могу понять, заканчивается осень или нет? Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом помогут задания.
Воспитатель: Вопрос очень даже интересный. Поможем осени,ребята?
Ответ детей- да,поможем.
Задание N1 ( Задание на экране: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь
В народе осенним месяцам придумали своё название.
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Молодцы ребята.
Следующее задание №2 (Вы знаете, что люди издавна наблюдали за природой и свои знания отразили в пословицах, поговорках и приметах. Назовите их.
Дети называют пословицы,поговорки и приметы, по которым можно определить погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Молодцы!
А сейчас ребта,я предлагаю вам встать в круг на оздоровительный массаж спины "Дождик".Ребята повернитесь к своим друзьм спиной и начнём оздоравливаться.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом. бом. бом. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
Воспитатель: Молодцы ребята. Расслабились с оздоровительным массажем. И снова приступим к заданиям. Посмотрите на экран (на экране фото участка группы)
Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках. На березе висят желтые листь и блестят,как золотые монетки.
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Воспитатель:Здорово,ребята. Следующее задание N 3. На экране изображена лаборатория. Ребята,это самое интересное задание,здесь мы будем проводить исследования. С помощью них мы многое узнаем о нашей осени.
Воспитатель:Ребята,рядом с нами стоит стол с предметами.
Воспитатель обращает внимание, что на столе лежит лупа,зеленый лист, большой и маленький листик, две коробки.
Дети находят стол с вышеперечисленными вещами, берут и решают что бы они хотели выяснить.
Исследование №1 (лупа и лист, Исследование№2 (Зеленый лист, Исследование №3.(большой и маленький листик, Исследование №4 (две коробки)
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детейнужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос. Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом. (Лупа, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос: Почему листья желтеют осенью? Дело в том,что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Этого вещества в листьях много когда. .
Ответы детей:. когда лето и солнце ярко светит.
Воспитатель: Сделаем вывод,что когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета,это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: Оранжевые, красные, коричневые)
Здорово ребята,мы все болше узнаем про осень.
Приступаем к следующему нашему исследованию.
Исследование №3. Возьмите лупу и листок. Рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Воспитатель: Ребята,а сейчас мы проведем интересный эксперимент с листьями и узнаем,как листья опадают.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель:На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель:Молодцы ребята!Преходим к следующему исследованию. Мы узнаем,что же случается с опавшими листьями?
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
Воспитатель:А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев (да).Перед вами ребята стоят две коробки,вам нужно определить на слух,в какой только что опавшие листья,а вкакой уже сухие.
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой только что опавшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Воспитатель:Здорово ребята,вы очень стараетесь. Приступаем к следующему заданию.
Задание№4. Воспитатель читает загадку:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Ребята,что делают люди осенью в полях,садах и огородах? Ответы детей (убирают урожай овощей и фруктов).
Далее воспитатель :Ребята мы с вами для Осени показали и рассказали много доказательств.
Но кое-что мы упустили. Мы забыли рассказать еще одно доказательство,что сейчас конец осени.
Дети спрашивают какое? Ответ :Мы забыли рассказать о животном мире. Давайте расскажем о них? Ответы детей :Животные готовя себе норки,убежища для зимы. Зайцы меняют свою шкуру с серой на белую,многие животные засыпают. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Воспитатель Какие вы все молодцы ребята, столько много у вас знаний об осени. Какие сегодня доказательства с вами собрали?
Ответы детей:назвали приметы осени,назвали пословицы и поговорки. Провели эксперименты и исследования,рассказали как животные и птицы готовятся к зиме.
Спасибо вам ребята,что доказали осени,что она заканчивается.