Наталия Калдузова
Конспект НОД по экологии «Синяя вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по экологии
«Синяя вода»
(старшая группа)
Воспитатель:
Калдузова Наталия Викторовна
Возрастная группа: старшая
Тема: «Синяя вода»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Синяя вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Форма проведения: работа в лаборатории.
Обогащение словаря: лаборатория, исследователи, опыты, газообразное, жидкое, твёрдое.
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей различать состояния воды;
- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
Развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность.
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.
Предшествующая работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем», работа над проектом «Путешествие Капельки», заучивание стихотворения «Капелька» Г. Н. Лющнина.
Оборудование для детей: прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сок, сахарный песок, соль, ароматизаторы, сосуды разной формы.
Оборудование педагога: ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеосюжеты из мультфильма «Мойдодыр», аудиозапись «Звуки воды».
Методы и приё мы: наглядный, игровой, словесный.
Форма организации детей: подгрупповая.
Этапы работы Содержание этапа
Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1. Организационный момент
Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юный исследователь», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите, что это за звук?
2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я мягкая, послушная,
Очень добродушная
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Но когда я захочу,
Даже камень источу»
А давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода?
Такие мальчики попадаются и среди нас.
Да, что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если вода исчезнет?
Посмотри, вода нужна всем, и зверятам, и растениям, и людям.
Ты умывайся, а мы пока поиграем.
Игра малой подвижности «Вода, воздух, земля».
Посмотрите, какой он теперь чистый. Дети входят под музыкальное сопровождение.
Дети слушают звук.
Ответы детей: это звук воды.
Отгадывают загадку.
Просмотр видеосюжета № 1 из мультфильма «Мойдодыр».
Выбегает мальчик – грязнуля:
«Вот было бы здорово, если вода бы исчезла совсем».
Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.
Просмотр видеосюжета из мультфильма «Мойдодыр» (Рано утром на рассвете).
Мальчик - грязнуля: «Да я все понял, я не буду таким, я пойду, умоюсь и всегда буду аккуратным и чистым».
На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед.
Входит «Грязнуля, улыбается.
2. Основная часть Вы прошли все испытания, и я приглашаю вас в клуб «Юный исследователь». А вы хотите узнать ещё о воде? Тогда я предлагаю заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода — это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Как вы думаете, вода жидкая или твердая?
Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он? Сладкий. А если положить в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли, что получится?
Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.
Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Физкультминутка «Синяя вода».
Синяя вода,
Поле без следа,
Без конца и края.
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
К морю синему,
Там, где волны сильные,
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
К морю синему
Поскорей неси меня,
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
Опыт №3 «Вода меняет цвет»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Как вы думаете, если воду подкрасить, видно будет камушек, который опустим в неё? Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?
Опыт №4 «Лед – твердая вода»
Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед).
Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Опыт №5 «Газообразная вода - пар»
Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом.
Что вы видите на стекле?
Я очень рада, что ты будешь дружить с водой Ответы детей
Дети, одевая фартуки, читают стихотворение.
«Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она».
Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Вывод детей: вода изменилась на вкус : в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.
Вывод детей: вода не имеет запаха.
Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
(Кружимся на месте)
(Присели, обхватили плечи руками)
(Встали, руки вытянули вверх)
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
(Кружимся на месте)
(Присели, обхватили плечи руками)
Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.
Дети кистями подкрашивают воду, опускают в неё камушек.
Ответы детей.
Дети берут кусочек льда в руки, наблюдают за таянием льда и его превращением в воду.
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода
Дети наблюдают, рассматривают стекло. Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Мальчик: Как интересно у вас. Мне очень стыдно, что я не дружил с водой!
3. Заключительная часть.
Рефлексия. Приход корреспондента.
Я хочу написать репортаж о вашем детском саде. Расскажите, какими интересными делами вы сегодня занимались? Что нового узнали? Что вам понравилось больше всего? Я обязательно напишу в нашем журнале о ваших исследованиях и подарю вам журнал с моим репортажем.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Благодарю детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Вручаю значки «Юный исследователь». Ответы детей.
Приложение № 1. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.