Елена Дуппор
Занятие по экологии с элементами ТРИЗ «Насекомые» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие на весенний лужок.
Цель: Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, наступила весна, проснулись насекомые, прилетели птицы.
Закрепить знания детей о насекомых, птицах используя метод Марфологического анализа триз.
Развивать логическое, системное мышление.
Материал: Иллюстрации, картинки изображением птиц, насекомых, системный оператор, конструктор ЛЕГО, схема птиц.
Публикация «Занятие по экологии с элементами ТРИЗ „Насекомые“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Модели: Признаки весны, существенные признаки птиц и насекомых, таблица для Марфологического анализа.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдения за птицами и насекомыми, беседы, загадки.
Ход занятия:
(Детям предлагается плакат с полянкой прикрытой листиками из бумаги, под листиками спрятаны насекомые.)
Воспитатель:
Вот полянка перед нами.
Травка и цветы на ней.
Солнце светит очень ярко
Радуя всех малышей
Хорошо, когда тепло,
Светит солнышко в окно
На полянке, на лугу.
Что бы их нам разглядеть
Листья нужно преодолеть.
(Воспитатель предлагает детям глубоко вздохнуть и подуть на листья. За листьями прячутся насекомые.)
-Ребята, кто живёт на этой полянке?
(Жук, бабочка…. –это насекомые)
В: замечательно, ребятки присаживайтесь на стульчики.
(сели)
В: я приготовила доля вас сюрприз, вы любите сюрпизы?
Д: да
В: Покажите вашу ладошку, пошипите, ши…ши. жи,закройте глаза и послушайте…
Жук, жук, пожужжи
Где ты прячешься скажи
Жу. жу. жу. жу.
На ладошке я сижу.
(Воспитатель во время проговаривания кладет детям божью коровку сделанную из бумаги на ладошку.)
Открываем глазки, кто у вас на ладошке, правильно, это жук, божья коровка. Поиграем с ней немножко,
Рассмотрите, что есть у жучка :голова, туловище; правильнее сказать брюшко, усики, 6 лапок, крылышки, отметим все это на морфологической таблице.
Ребята а у меня две фотографии божьей коровки есть, посмотрите чем они отличаются.
(рассматривание и анализ различий в картинках)
В:Посмотрите (в кулачке воспитатель держит) к нам прилетело насекомое,жужжит, ужалит говорит кто?
Д: пчелка
В:правильно, дети встали, покружились и все в пчелок превратились:
Руки к солнышку подняли,
Крылышки расправили,
1,2.3,4,5 начинаем мы взлетать,
Полетели, полетели,
на цветочек сели, сели,
на цветочке посидим,
и нектар мы поедим,
1,2,3 в улей все скорей лети.
Поместим на таблицу и пчелку, у нее есть тоже: голова, туловище; правильнее сказать брюшко, усики, 6 лапок, крылышки, отметим все это на морфологической таблице.
В: посмотрите, а на одном цветочке кто-то сидит, бабочка. А бабочек много прилетело, посадим их на свой цветок.
Д/и «Посади бабочек на цветок»
Цель: Развивать внимание и цветовое восприятие. Учить соотносить цвета бабочек и цветов: 2-3 сочетания. Воспитывать бережное отношение к природе.
В:И у бабочки, тоже есть голова, брюшко, усики, 6 лапок, крылышки, отметим все это на морфологической таблице.
Посмотрите кто к нам еще прискакал, кузнечик.
В траве сидел кузнечик,
совсем как огуречик,
зелененький он был.
Но вот пришла лягушка,
Прожорливая брюшко,
И съела кузнеца.
Грустный кузнечик сидит совсем один, нет у него друзей, и лягушки боиться, а давайте мы с вами построим ему друзей, кузнечиков.
(постройка кузнечиков из конструктора ЛЕГО по показу воспитателя)
Поместим на таблицу и кузнечика, у него есть тоже: голова, туловище; правильнее сказать брюшко, усики, 6 лапок, крылышки, отметим все это на морфологической таблице.
Морфологическая таблица анализа насекомых по ТРИЗ
Насекомые Строение туловища Крылья Колич
лапок усики покров питание + -
Божья коровка Голова
брюшко есть 6 есть хитиновый Поедание тли Уничтожает вредителей Выделения желтые
пчела Голова
брюшко Есть 6 Есть хитиновый Нектар цветов мед укус
Бабочка Голова
брюшко Есть 6 Есть хитиновый Нектар цветов красивые Гусеницы поедают
Кузнечик Голова
брюшко есть 6 есть хитиновый трава стрекочет Поедают посевы
Вывод : насекомые имеют общие признаки это: строение, количество конечностей, покров, этапы размножения.