Светлана Солодилова
Проект «Природные зоны России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Природные зоны России»
Бутко Светлана Алексеевна воспитатель высшей квалификационной категории
Оренбург 2017
Участники проекта – воспитатели, дети средней – старшей группы, родители.
Тип проекта – образовательный.
Масштаб – долгосрочный.
Проблема
Публикация «Проект „Природные зоны России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Природные зоны Земли
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познание».
Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы «Природные зоны Земли», планируемой лишь 1 раз в 2 недели, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.
Актуальность
Для разностороннего развития детей средней, а в дальнейшем старшей группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.
Тема «Природные зоны России» великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с родителями многообразия жизни в климатических зонах нашей Родины. Конечно, важна здесь и направляющая роль воспитателя как координатора, человека, который подсказывает и помогает найти закономерности и зависимости, поможет систематизировать полученные знания.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни родного края. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной темы «Климатическая зона».
Безгранична и многообразна природа нашей страны. Много удивительного можно узнать о животном и растительном мире родного края. У нас есть горы, реки, болота и озера, леса и пустыни, богатейший растительный и животный мир.
Дошкольника интересует тема природы, но часто мы взрослые можем рассказать только самые простые темы, дать поверхностную информацию. И это не по тому, что взрослый мало знает. Мы думаем, что ребенок - дошкольник это не поймет, да и зачем ему такие темы как: природные зоны, что такое погода, свойство воды и многое другое.
Анализируя многолетнюю работу с детьми, мы приходим к выводу, что при знакомстве с новым, главное дать возможность ребенку сделать умозаключение, вывод, что все окружающее взаимосвязано, растения не могут жить без животного мира и, наоборот, на образ жизни животных влияют климатические условия. Это вызывает интерес и внимание у дошкольника, ему интересно, когда он самостоятельно или с помощью взрослого приходит к такому выводу, умозаключению.
Концептуальные основы
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
В основе исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечат-лений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Именно поэтому каждое исследование, проведенное ребенком, при поддержке родителей будет способствовать развитию самостоятельности мышления, помогать ребенку, сформировать уверенность в собственных возможностях, это своеобразная поисково-познавательная деятельность дошкольника, направленная на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.
Все это позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности, способствовать развитию целеустремленности, настойчивости, учить общаться со сверстниками и взрослыми.
Данный метод основан на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы исследований в основном рождаются именно из интересов детей.
Каждое исследование своеобразно, в каждом ребенок может углубиться в заинтересовавшую его тему настолько, насколько позволяют ему его способности и возникший интерес. Исследования предполагают использовать любые подручные средства: книги и интернет, знания взрослых, игрушки, картинки и т. п.
Цель: Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста о разнообразии климатических зон России, животного и растительного мира России через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.
Задачи:
- образовательная: Формирование представлений детей среднего и старшего дошкольного возраста о природных зонах России (тундра, тайга, степь, лесная зона, арктическая пустыня, пустыня, зона субтропиков, условий жизни их обитателей (животных, растений); продолжать знакомить детей с климатическими зонами России; продолжать учить пользоваться географической картой; упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе и взаимозависимости человека и природы; закрепить названия животных и растений разных климатических зон; формировать системы элементарных знаний о природе России.
- развивающая: Развивать наглядно-образное мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать. Развитие способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах. Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.
- воспитательная: воспитывать у детей любовь к родному краю, воспитывать любовь и уважение к природе, формировать эмоциональное отношение к миру, в котором живешь. Воспитывать инициативность, уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности, воспитывать нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, воспитывать любовь к своей планете и желание беречь ее.
Продукт проекта – макеты природных зон с обитателями, совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах.
Возраст детей, на который рассчитан проект : дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет).
Сроки реализации проекта : Сентябрь 2017 – май 2019 года.
Стратегия достижения поставленной цели.
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.
Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.
2 этап - Реализационный (содержательная часть).
Цель.
1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.
2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3 этап. Итоговый
Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.
Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
Повышение познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские мини-проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.
У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах России (Арктика, тундра, тайга, степь, пустыня, условий жизни их обитателей (животных, растений).
Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон : картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т. п.
Методы и приемы: беседа, словесная инструкция, наглядный показ, игровые ситуации, художественное слово, вопросы, пояснения, педагогическое объяснение, практическая работа, просмотр фотографий, альбомов с природными зонами России, просмотр мультимедийных презентаций, исследовательская деятельность детей совместно с родителями, подготовка и проведение совместных выступлений детей и родителей по выбранным темам.
Предварительная работа: работа по карте России и карте мира, заучивание стихов о Родине, чтение познавательного материала о природе России, рассматривание картин, иллюстраций о растительном мире, загадывание загадок. Работа на огороде на окне и мини-огороде детского сада. Оборудование огорода сказочными героями, живущими в домиках - теремках.
Оборудование: макеты природных зон, плакаты с изображением разных климатических зон, карта России, фотографии природы.
Домашнее задание: подбор иллюстраций и познавательной литературы о природных зонах России, фотографий, рисование природных зон.
План работы по реализации проекта
№ п/п Мероприятие Срок Ответственные, целевая аудитория Продукт,
Результат
1. Информационный стенд в родительском уголке
Консультация для родителей «Детское исследование – что это такое» Сентябрь 2017г. Воспитатели, родители Распечатанная информация на тему: Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы дошкольников
2. Родительское собрание.
Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы» Октябрь 2017 г. Воспитатели /родители Посещение собрания 70% родителей. Знакомство родителей с перспективами работы по экологическому развитию детей группы. Интерес к новой форме работы
3. Разработка тем для детских исследований Ноябрь 2017 г. Воспитатели, родители, дети Тематика детских исследований
4. Занятия по формированию экологических представлений Ноябрь 2017 - май 2018 гг. Воспитатели,
дети Систематизация накопленных знаний
5. Распределение тем и направлений исследований («Природные зоны России») 2 декада октября 2017 г. (после собрания) Воспитатели, дети, родители Календарный план подготовки выступлений по проведенным исследованиям
6. Создание макетов природных зон Май-август 2018 г. Воспитатели, дети, родители Макеты природных зон
7. Подбор видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах Сентябрь 2017-апрель 2019гг. Воспитатели Видеоролики о жизни животных и растений в природных зонах
8. Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон (жизнь растений, животных, человека) Сентябрь 2017-апрель 2019гг. Воспитатели Презентации с подбором характерных картинок природных зон
9. Включение родителей в процесс познавательного развития детей в соответствие со сроками Ноябрь 2017 – сентябрь 2018 гг. Родители, дети 1. Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к теме исследования,
2. Помощь в обогащении предметно-развивающей среды
10. Детские выступления на выбранную тематику Октябрь 2018 –апрель 2019 гг. Воспитатели, Родители, дети 1. Детские выступления перед сверстниками
2. Умение интересно подготовить познавательную информацию, выступать перед слушателями
11. Анализ познавательной активности детей (разнообразие жизни природных зон России) Апрель 2019 г. Воспитатели,
дети 1. Результаты диагностики познавательной активности детей
2. Выводы о проведенной работе
12. Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Анкетирование родителей. Май
2019 г. Воспитатели, родители Посещение собрания 70% родителей Рефлексия о совместно проведенной работе.
13. Итоговый анализ проведенной работы Май
2019 г. Воспитатели Отчет о реализации проекта. Общие итоги
При знакомстве с природными зонами ребенок должен обладать базовыми данными:
1. Признаки всех четырех сезонов.
2. Природный мир делится на живую природу (растительный и животный мир) и неживую (явления природы, земля, вода).
3. Образ жизни животных и растений зависит от сезона.
Зона Степи.
На первом этапе мы знакомим дошкольников с тем, что природа нашей Родины многообразна и сопровождаем свой рассказ наглядным материалом. Для начала предлагаем рассказать о зоне степи, так как наши дети растут в зоне степи.
Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковё р: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.
В степи – растения солнцелюбивые, листья видоизменены в колючки, не нуждаются во влаге, корни близко к поверхности.
Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Растения также приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы, либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
Зона Лесов.
Далее ребёнка мы знакомим с природной лесной зоной.
Знакомство с животным миром более глубоко происходит с раннего возраста, поэтому животный мир уже хорошо знаком дошкольнику, а новым для него будет знакомство с растительным миром. Чтобы ребенок лучше запомнил растения леса показываем ему картинки с деревьями: например сосны и березы, кустарника лещины, волчьего лыка, жимолости, шиповника, травы и цветов борщевика, клевера, лилии, полыни, кислицы, Иван-чая, зверобоя, медуницы, колокольчика, сон – травы. Важно при этом не перегрузить информацией ребёнка, иначе все наши труды будут напрасны, поэтому выбираем по 1-2 объекта (деревья, кустарники, травы, цветы).
После того как ребенок познакомился с обитателями леса, нужно перед ним поставить проблемный вопрос, например: почему именно эти растения и животные растут и живут в лесу? Ребенок должен прийти к выводу, что они приспособились к таким условиям. А именно деревья нуждаются во влаге, солнечном, умеренном свете, трава и цветы любят тень и влагу. Животные нуждаются в таком корме, который растет в лесах, а так же осенью готовятся к холодной зиме.
Важно вспомнить какой образ жизни ведут животные в разное время года. Например:
МЕДВЕДЬ.
Зима - спит, появляются медвежата;
Весна - выводит медвежат из берлоги и учит добывать корм;
Лето – растит своих медвежат;
Осень – нагуливает жир, готовит место для берлоги.
Зона Арктической пустыни
Далее ребенка следует познакомить с контрастной природной зоной «Арктическая пустыня», для детей ее лучше называть «Царство снега и льда».
Знакомство происходит по такому же принципу, как и с природной зоной «Лес».
Характеристика арктической пустыни.
Арктические пустыни – бесплодные, покрытые вечным снегом. Растительность здесь практически отсутствует – выживают редкие лишайники. Животный мир тоже небогат, в основном тут обитают белые медведи, белухи, нарвалы, моржи и тюлени, а также приморские птицы. Рассказываем детям, почему именно эти животные здесь обитают: все они приспособлены к холоду и защищены толстой шкурой и толстым слоем жира, питаются в основном рыбой, которой здесь предостаточно.
Зона Тайги
В зоне тайги сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ (Рыбинское, Камское, Братское, Вилюйское и др.). Тайга богата подземными водами. Таким образом, все природные комплексы тайги имеют достаточное и избыточное увлажнение. Соотношение тепла и влаги в значительной мере определяет развитие растительности и почв.
Главный тип растительности зоны — леса светлохвойные и темнохвойные. Господствуют леса из лиственницы, менее распространены леса из сосны, ели, пихты и сибирского кедра. К хвойным деревьям в тайге примешиваются лиственные породы, прежде всего береза, осина, ольха. Достаточно широко распространены на вырубках и гарях вторичные мелколиственные леса. Среди лесов обычны луга и различные болота.
Животный мир таежных лесов неоднороден. Восточная тайга более богата животными по сравнению с западной. К востоку от Енисея господствуют типичные сибирские таежные виды — соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западносибирской тайге наряду с коренными таежными видами много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге широко представлены – лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.
Зона пустыни.
Пустыня — природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара.
За год в пустыне выпадает очень мало осадков. Почвы пустынь развиты слабо. Растительный покров занимает обычно менее половины поверхности почвы, причём может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.
Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: ту ранговые тополя, ивы, а в долинах рек — пальмы, олеандры.
Зона субтропиков
В России территория субтропиков небольшая – это узкая часть прибрежной суши у Черного моря до гор Кавказа. В этой зоне - тропическое лето, зимы практически нет.
Российские субтропики по климатическим условиям делятся на сухие и влажные. От южного берега Крыма до города Геленджика - сухие субтропики. Лето сухое, и выживают только засухоустойчивые растения: колючая ежевика и шиповник. Здесь растет сосна пицундская, кустарники: можжевельник, алыча.
Дальше по побережью количество осадков летом увеличивается и от Геленджика до границы с Грузией, включая регион Сочи, - это влажные субтропики. Растительный мир очень разнообразный и богатый.
Растительный мир.
Горы покрыты густым зелёным ковром деревьев и кустарников. Присутствуют широколиственные деревья - дубы, каштаны бук, примечателен хвойный тис, растут вечнозелё ные кустарники: лавр, рододендрон и самшит.
Типичные птицы и животные.
В лесах близ Сочи можно встретить медведей, волков, лесных котов, барсуков, шакалов. В лесах много грызунов - белок, мышей, есть змеи. На побережье множество моллюсков: улиток, слизней. В горах селятся птицы - коршуны, орлы, совы.
Итак, знакомство дошкольников с природными зонами даёт ему возможность самому сделать вывод, что все окружающее взаимосвязано: и на образ жизни животных и растений влияют климатические условия.
Список литературы:
1. Программа «Развитие» НОУ «Учебного центра им. Л. А. Венгера».
2. Планы занятий «Формирование целостной картины мира». Средняя и старшая группа.
3. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М. Академия, 2005.
4. Выготский Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч. : В 6 т. – М. ,1984. – Т. 2.
5. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.
6. Савенков А. И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.